О ДЕПАРТАМЕНТЕ
Департамент реализации региональных инвестиционных программ является самостоятельным структурным подразделением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Основными задачами Департамента являются обеспечение осуществления Министерством функций по выработке и реализации государственной политики Российской Федерации и нормативному правовому регулированию в сфере социально-экономического развития Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в том числе функции ответственного исполнителя (государственного заказчика) государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя», создания условий для привлечения внебюджетных инвестиций в Республику Крым и город федерального значения Севастополь, а также в сфере создания и функционирования особого правового режима и функционирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в случаях, установленных Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. № 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕПАРТАМЕНТА
С 2015 года по настоящее время на территории Республики Крым и г. Севастополя реализуется государственная программа Российской Федерации, направленная на социально-экономическое развитие указанных регионов. Растущая сложность задач, поиск наиболее рациональных и эффективных механизмов управления обусловили необходимость совершенствования используемых программных инструментов: федеральные целевые программы – упразднены, их заменили госпрограммы, как ключевой инструмент реализации государственной политики с совмещением функций программно-целевого бюджетирования и стратегического планирования.
Так, федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2025 года» (далее – ФЦП), реализуемая в субъектах с 2015 года досрочно прекращена с 1 января 2022 г. согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. № 2519 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя».
Объекты и мероприятия ФЦП продолжают реализовываться в рамках государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2019 г. № 63 (далее – Госпрограмма), срок которой продлен до 2027 года.
Участники Госпрограммы: 8 федеральных органов исполнительной власти,
а также Совет министров Республики Крым и Правительство Севастополя.
Организационное сопровождение Госпрограммы осуществляет Автономная некоммерческая организация «Дирекция по информационно-аналитическому сопровождению государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя» (https://diasgp.ru/).
Цель Госпрограммы: преодоление социально-экономического отставания Крымского полуострова и доведение качества жизни населения до среднероссийского уровня посредством устранения диспропорций в региональном развитии Республики Крым и г. Севастополя (в том числе обеспечение социальной, инженерной, транспортной и иной инфраструктурой), формирования доступной и комфортной инфраструктуры туризма, создания благоприятного инвестиционного климата на территории Крымского полуострова.
Ожидаемые результаты реализации Госпрограммы:
Структура Госпрограммы: включает подпрограмму «Обеспечение устойчивого социально-экономического развития Крымского полуострова» в рамках которой реализуется федеральный проект «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя», а также подпрограмму «Развитие инвестиционного потенциала на полуострове Крым», содержащую комплекс процессных мероприятий, направленных на содействие социально-экономическому развитию Республики Крым и г. Севастополя.- создание условий для роста уровня жизни населения Республики Крым и г. Севастополя;
- формирование условий для обеспечения устойчивого экономического роста Республики Крым и г. Севастополя;
- формирование и развитие энергетической, транспортной и социальной инфраструктуры;
- обеспечение транспортной доступности Крымского полуострова;
- гармонизация межнациональных отношений и устранение межэтнических конфликтов;
- эффективное использование туристско-рекреационного потенциала, формирование доступной и комфортной инфраструктуры туризма;
- создание благоприятного инвестиционного климата в Республике Крым и г. Севастополе
Показатели Госпрограммы к 2025 году (согласно паспорту Госпрограммы):
Ресурсное обеспечение: 1,6 млрд руб.2 568,8 тыс. чел. численность населения (среднегодовая) Республики Крым и г. Севастополя;
85,0 процентов доля дорожной сети городских агломераций, находящихся в нормативном состоянии;
75,5 тыс. чел. количество семей, улучшивших жилищные условия;
102,7 млн руб. удельные капитальные вложения, осуществленные (нарастающим итогом) участниками свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя;
167,4 тыс. руб. объем инвестиций в основной капитал Республики Крым и г. Севастополя на душу населения;
10,67 млн чел. количество прибывавших туристов в Республику Крым и г. Севастополь.
Количество объектов (мероприятий): 1 128, из них: Республика Крым – 723, г. Севастополь – 249, ФОИВ – 156.
Итоги реализации (на 1 июля 2023 г.):
Завершено 575 объектов (мероприятий), в том числе:
Функционирование свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя (далее – свободная экономическая зона)242 объекта Прочие нужды;
125 объектов Развитие социальной сферы;
46 объектов Развитие инженерной инфраструктуры и водообеспечения;
53 объекта Обеспечение межнационального единства;
45 объектов Развитие энергетического комплекса;
37 объектов Развитие транспортного комплекса;
24 объекта Формирование туристско-рекреационных кластеров;
1 объект Развитие комплекса связи и массовых коммуникаций;
1 объект Ветеринарный и фитосанитарный надзор;
1 объект Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Свободная экономическая зона создана Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. № 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и функционирует с 1 января 2015 года сроком функционирования 25 лет (до 31 декабря 2039 года).
Свободная экономическая зона создана на всей территории Республики Крым и г. Севастополя, а также в прилегающих к ним внутренних морских водах и территориальном море.
Для получения статуса участника свободной экономической зоны лицо, намеревающееся получить указанный статус, должно быть зарегистрировано на территории Республики Крым или территории г. Севастополя либо иметь филиал на указанных территориях.
Статус участника свободной экономической зоны предоставляется при намерениях хозяйствующего субъекта реализовать инвестиционный проект с объемом капитальных вложений не менее 60 млн рублей (для субъектов малого и среднего предпринимательства – 6 млн рублей).
В рамках функционирования свободной экономической зоны предусмотрен особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности (возможность применения особого режима налогообложения и обложения страховыми взносами, особенности осуществления градостроительной деятельности и землепользования), а также применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны (без уплаты таможенных пошлин, налогов).
При этом доступ к информации о юридических лицах, зарегистрированных на территории Республики Крым или территории г. Севастополя, либо о филиалах юридических лиц, расположенных на указанных территориях, может быть ограничен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2019 г. № 729, что является важной мерой для обеспечения конфиденциальности сведений об инвестиционной деятельности участников свободной экономической зоны.
Свободная экономическая зона в настоящее время служит одним из основных инструментов государственно-частного партнерства, который позволяет привлекать в Республику Крым и г. Севастополь инвестиции и оказывает положительное влияние на макроэкономическую стабильность в регионе.
За период функционирования свободной экономической зоны
с 2015 по 2022 гг. выполнено:
> 308 млрд руб. Общий объём инвестиций;
1 579 Количество участников;
5 918 Введено объектов инфраструктуры;
93 965 Создано рабочих мест.
Программа льготного кредитования участников свободной экономической зоны
С 1 января 2022 г. запущена программа льготного кредитования участников свободной экономической зоны (постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2021 г. № 2221 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным участникам свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя на реализацию инвестиционных проектов»).
Программа льготного кредитования предусматривает субсидирование процентной ставки по кредиту, предоставленному участнику свободной экономической зоны в размере ключевой ставки Банка России (но не более 15 % годовых). Льготный кредит в размере от 10 млн до 10 млрд рублей предоставляется при условии реализации участником свободной экономической зоны проекта в одной из приоритетных отраслей экономики Крымского региона. Размер капитальных вложений по договору об условиях деятельности в свободной экономической зоне должен составлять не менее 30 млн рублей. Кредит носит целевой характер и должен быть направлен на приобретение (создание) объектов основных средств.
В настоящее время в Программе льготного кредитования участвует
четыре уполномоченных банка: АО «АБ» РОССИЯ», ПАО «Промсвязьбанк», РНКБ Банк (ПАО) и Банк ВТБ (ПАО).
За период с 2022 по 2023 гг. заключены кредитные договоры на сумму более 24 млрд рублей на поддержку проектов в таких отраслях как туризм, спорт, телекоммуникации, транспорт, судостроение, логистика и пассажирские перевозки. По итогам их реализации планируется создать более 2,6 тыс. рабочих мест, общий объем капитальных вложений составит 27,8 млрд рублей.
СТРУКТУРА ДЕПАРТАМЕНТА