Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. № 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий» в Градостроительный кодекс Российской Федерации введен единый механизм комплексного развития территорий (КРТ) – взамен ранее используемых отдельных механизмов (РЗТ, комплексное развитие территорий
по инициативе органов местного самоуправления и КОТ).
На сегодняшний день КРТ является одним из ключевых направлений градостроительного развития регионов Российской Федерации, которое осуществляется для повышения эффективности использования территорий, создания необходимых условий для развития инфраструктуры, расселения аварийного жилья, обновления застроенных территорий.
Законодательные изменения обеспечили:
1) возможность установления субъектами РФ критериев для неаварийных МКД в целях включения их в границы территории, подлежащей комплексному развитию;
2) создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования обновления застроенных территорий;
3) расселение аварийного жилищного фонда и предоставление субсидий на возмещение понесенных расходов по переселению;
4) меры поддержки для развития всех видов инфраструктуры;
5) упрощенный механизм изъятия объектов капитального строительства и земельных участков;
6) создание новых рабочих мест и получение дополнительных налоговых поступлений в бюджет по результатам проводимых торгов;
7) сокращение инвестиционно-строительного цикла.
По состоянию на 1 августа 2023 г. субъектами Российской Федерации прорабатывается вопрос о применении механизма КРТ в отношении 950 территорий общей площадью 24,85 тыс. га, в том числе 95 территорий, комплексное развитие которых осуществляется АО «ДОМ.РФ».
Градостроительный потенциал рамках применения механизма КРТ составляет 166,4 млн кв. м, из них около 122 млн кв. м жилой площади.
В рамках реализации КРТ субъектами Российской Федерации достигнуты следующие показатели:
1) подготовлено 440 проектов решений о КРТ;
2) принято 428 решений о КРТ (в т.ч. 170 решений о КРТ жилой застройки) с градостроительным потенциалом – 69,45 млн кв. м, из них 46,9 млн кв. м жилой площади;
3) организовано 328 процедур торгов в целях заключения договора о КРТ;
4) начата реализация КРТ в отношении 372 территорий площадью 8 749 га с градостроительным потенциалом 60,94 млн кв. м, в т.ч. жилой 44,67 млн кв. м;
5) заключено 309 договоров о КРТ: 22 договора АО «ДОМ.РФ», 143 – по результатам торгов, 144 – по инициативе правообладателей;
6) разработано и утверждено 162 документации по планировке в отношении территорий общей площадью 4 229 га с градостроительным потенциалом 21,27 млн кв. м жилья;
7) выдано 181 разрешение на строительство;
8) фактический ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства в рамках КРТ составил 372,1 тыс. кв. м, в том числе 318,2 тыс. кв. м жилья;
9) фактическое переселение граждан из жилищного фонда началось в 13 субъектах Российской Федерации и на указанную дату составляет 57,1 тыс. кв. м, из них 41,4 тыс. кв. м – аварийный жилищный фонд.
В КРТ могут быть вовлечены как районы жилой, так и нежилой застройки, а также незастроенные территории и участки, владельцы которых выступили с инициативой о КРТ.
1. Инфраструктурные облигации
Общий объем финансирования проектов с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования до конца 2024 г. составляет 150 млрд рублей. В 2021 г. объем фактически размещенных облигаций составил 20,0 млрд рублей, в 2022 г. - 25,0 млрд рублей, в 2023 г. – 15 млрд рублей.
На цели финансового обеспечения (возмещения) затрат специализированных обществ проектного финансирования по выплате процентного (купонного) дохода по облигациям в 2023 г. предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 2,099 млрд рублей (по состоянию на 11 августа 2023 г. кассовое исполнение 870,1 млн рублей).
В настоящее время одобрено 42 проекта на общую сумму 138,4 млрд рублей в 22 субъектах Российской Федерации (Челябинская, Тульская, Тюменская, Курская, Сахалинская, Магаданская, Нижегородская, Новосибирская, Самарская, Воронежская, Амурская, Владимирская, Пензенская, Липецкая, Московская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республики Саха (Якутия) и Башкортостан, Хабаровский и Приморский края, г. Санкт-Петербург, г. Москва). Реализация указанных проектов позволит ввести порядка 34,3 млн кв. м жилья.
Минстрой России на постоянной основе оказывает всестороннее содействие в реализации КРТ: оказывает информационно-правовую поддержку в части разъяснения норм действующего законодательства Российской Федерации, ведет разъяснительную работу с органами власти субъектов Российской Федерации по всем преимуществам КРТ, в том числе в части применения инструментов «Инфраструктурного меню».
Нормативно-правовая база, регулирующая реализацию механизма КРТ и инструментов «Инфраструктурного меню»:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сообщает о проведении заочного заседания Межведомственной комиссии по отбору проектов строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – Межведомственная комиссия), которое состоится 20 сентября 2023 г.
Повестка заседания МВК:
Вопрос 1. Принятие решения об отборе проекта «Второй этап строительства объекта «Автоматизированная отдельно стоящая котельная мощностью 100 МВт для обеспечения теплом и горячим водоснабжением комплексной застройки «мкр. Центр-2» по адресу: Московская область, г.о. Балашиха, микрорайон Железнодорожный, улица Автозаводская, реализуемая в две очереди (два этапа) строительства».
Вопрос 2. Принятие решения об отборе проекта «Создание и эксплуатация объекта спорта «Ледовая арена» в городе Перми».