Жилищно-коммунальное хозяйство является отраслью с гарантированным спросом, который составляет, без учета промышленности, 143 млн потребителей. Годовой оборот отрасли – 4,14 трлн руб., а собираемость платежей - 96%. Вместе с тем, отрасль обладает существенным потенциалом повышения эффективности, который обуславливается высоким платежом при низких тарифах и высоком уровне потерь.
В настоящее время, для бизнеса сформировано комфортное законодательство, в том числе серьезно усовершенствована концессионная нормативная база. Принято более 30 соответствующих нормативных правовых актов.
С 2016 года вводится долгосрочное тарифное регулирование. Поэтапный переход на него осуществляется уже сейчас. По состоянию на 30 апреля 2015 г. было принято 5730 долгосрочных тарифных решений, из них: в сфере теплоснабжения 3201 тарифное решение (что составляет 55,8% от общего числа), 1509 тарифных решений в сфере водоснабжения (что составляет 26,3% от общего числа) и 1020 тарифных решений в сфере водоотведения (что составляет 17,8% от общего числа). Для примера в 2014 году было принято всего 875 тарифных решений.
В каждом регионе России проведена оценка эффективности коммунальных предприятий, по итогам которой все предприятия, признанные неэффективными, будут переданы в концессию.
Ключевым преимуществом сферы ЖКХ является то, что это стабильный бизнес. Помимо гарантированного спроса есть еще один фактор - государство, которое для обеспечения этой стабильности сегодня делает все возможное. В период экономической нестабильности бизнесу, работающему в ЖКХ, оказывается особая поддержка: запускается субсидирование процентной ставки по кредитам на проекты в ЖКХ, созданы механизмы прямого софинансирования модернизации инфраструктуры в малых городах. На эти цели уже предусмотрено более 2 миллиардов рублей только в 2015 году.
Кроме того, концессионное законодательство усовершенствовано таким образом, что все концессионные соглашения должны предусматривать целевые показатели для инвесторов. Перед частным бизнесом стоит задача по усовершенствованию технологичности процесса, в том числе посредством модернизации коммунальной инфраструктуры, за счет которого качество коммунальных услуг для конечных потребителей будет повышаться при неизменной стоимости. Таким образом, передача коммунальных объектов в концессию позволит решить сразу две глобальные задачи – обеспечить население качественными коммунальными услугами, не повышая их стоимость, и реализовать экономический потенциал коммунальной сферы.