Федеральный государственный контроль за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» в рамках федерального государственного контроля за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций в 2022 году допускается проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий только по основаниям, предусмотренным пунктом 3 указанного постановления.

Согласно пункту 35 Положения о федеральном государственном контроле за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 1006, федеральный государственный контроль за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.

В соответствии с частью 1 статьи 55.23 Градостроительного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 г. № 1006 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций» Минстрой России осуществляет федеральный государственный контроль за деятельностью Национального объединения саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, Национального объединения саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство (далее соответственно - федеральный государственный контроль, национальное объединение).

 

Объекты федерального государственного контроля:

деятельность, действия (бездействие) национальных объединений, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования.

 

Перечень документов, которые могут быть истребованы при осуществлении федерального государственного контроля:

 

  • учредительных документов национальных объединений;
  • документов, принятых органами управления национальных объединений;
  • внутренних документов, разработанных и утвержденных национальными объединениями в целях исполнения своих функций;
  • стандартов на процессы выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, утвержденных национальным объединением;
  • документов ревизионных комиссий национальных объединений;
  • документов, подтверждающих исполнение основных функций национальных объединений, установленных частью 8 статьи 55.20 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
  • документов, подтверждающих размещение средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций, зачисленных на счет национального объединения, в соответствии с частью 15 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
  • документов, подтверждающих направление в соответствии с частью 6 статьи 55.16-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в кредитные организации требований о переводе на специальный банковский счет национального объединения средств компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации, сведения о которой исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций, и документов, подтверждающих их исполнение;
  • документов, явившихся основанием для осуществления национальным объединением выплат в соответствии с частью 14 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и документов, подтверждающих осуществление таких выплат;
  • заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о перечислении зачисленных на счет национального объединения средств компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации, сведения о которой исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций, в соответствии с частью 16 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и документов о результатах рассмотрения таких заявлений;
  • утвержденных национальным объединением заключений о возможности внесения сведений о саморегулируемых организациях соответствующего вида в государственный реестр саморегулируемых организаций, заключений об отказе во внесении сведений о таких саморегулируемых организациях в государственный реестр саморегулируемых организаций, заключений о возможности исключения сведений о саморегулируемых организациях из государственного реестра саморегулируемых организаций, заключений об отсутствии оснований для исключения сведений о саморегулируемых организациях из государственного реестра саморегулируемых организаций;
  • документов, связанных с ведением единого реестра членов саморегулируемых организаций соответствующего вида;
  • документов, подтверждающих включение или отказ во включении сведений о физических лицах в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, в национальный реестр специалистов в области строительства или исключение сведений о физических лицах из таких реестров в соответствии с частями 6, 8 и 9 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
  • иных документов, связанных с выполнением национальным объединением функций, предусмотренных законодательством о градостроительной деятельности и учредительными документами национального объединения.

При проведении документарной проверки Минстрой России не вправе требовать у национальных объединений сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены Минстроем России от иных органов.

 

Консультирование

Консультирование по обращениям национальных объединений и их представителей осуществляется должностным лицом Минстроя России, в должностные обязанности которого в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по федеральному государственному контролю, в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий (далее - инспектор), в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Консультирование проводится по вопросам, связанным с организацией и осуществлением федерального государственного контроля, в том числе по порядку обжалования решений Минстроя России, принимаемых при организации и осуществлении федерального государственного контроля, действий (бездействия) инспектора, порядку подачи возражения в отношении предостережения.

Консультирование может осуществляться инспектором по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.

По итогам консультирования информация в письменной форме национальным объединениям и их представителям не представляется.

Национальное объединение вправе направить запрос о представлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

 

Досудебный порядок обжалования решений Минстроя России, действий (бездействия) заместителя Министра, инспектора при осуществлении федерального государственного контроля

Национальные объединения, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления федерального государственного контроля, имеют право на досудебное обжалование решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, актов, предписаний об устранении выявленных нарушений, а также действий (бездействия) заместителя Министра, инспектора в рамках контрольных (надзорных) мероприятий в порядке и сроки, которые установлены статьей 40 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, акты, предписания об устранении выявленных нарушений, а также действия (бездействие) заместителя Министра, инспектора обжалуются Министру.

Жалоба составляется и оформляется в соответствии с требованиями, установленными статьей 41 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Министр принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в порядке и сроки, которые установлены статьей 42 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Жалоба подлежит рассмотрению Министром в порядке и сроки, которые установлены статьей 43 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».


Практика рассмотрения жалоб национальных объединений саморегулируемых организаций, поданных в порядке досудебного обжалования, практика рассмотрения судами заявлений указанных объединений об обжаловании решений Минстроя России

Жалобы контролируемых лиц на действия (бездействия) должностных лиц Минстроя России, на решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также заявления об обжаловании актов, предписаний об устранении выявленных нарушений, не поступали. Практика рассмотрения жалоб национальных объединений саморегулируемых организаций, поданных в порядке досудебного обжалования, практика рассмотрения судами заявлений указанных объединений об обжаловании решений Минстроя России отсутствуют.

Общественное обсуждение актов

В соответствии с частью 3 статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в целях общественного обсуждения на период с 26 января 2024 года по 26 февраля 2024 года размещается проект  доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации при осуществлении федерального государственного контроля за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций за 2023 год. Предложения по итогам его рассмотрения возможно направить посредством формы обратной связи https://www.minstroyrf.gov.ru/contact/.


В соответствии с пунктом 11 Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 г. № 990, в целях общественного обсуждения на период с 1 октября 2023 года по 1 ноября 2023 года размещается проект  программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному контролю за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций на 2024 год. Предложения по итогам его рассмотрения возможно направить посредством формы обратной связи https://www.minstroyrf.gov.ru/contact/

Результаты общественного обсуждения.

В рамках общественного обсуждения проекта программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному контролю за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций на 2024 год предложений не поступило.


В соответствии с частью 3 статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в целях общественного обсуждения на период с 1 февраля 2022 года по 21 февраля 2022 года размещается проект доклада о правоприменительной практике контрольной (надзорной) деятельности Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации при осуществлении федерального государственного контроля за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций за 2021 год. Предложения по итогам его рассмотрения возможно направить посредством формы обратной связи https://www.minstroyrf.gov.ru/contact/.


В соответствии с пунктом 11 Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 г. № 990, в целях общественного обсуждения на период с 1 октября 2022 года по 1 ноября 2022 года размещается проект программы  профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по государственному контролю за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций на 2023 год. Предложения по итогам его рассмотрения возможно направить посредством формы обратной связи https://www.minstroyrf.gov.ru/contact/.

Результаты общественного обсуждения.

В рамках общественного обсуждения проекта программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по государственному контролю за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций на 2023 год предложений не поступило.


В соответствии с частью 3 статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в целях общественного обсуждения на период с 23 января 2023 года по 28 февраля 2023 года размещается проект  доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации при осуществлении федерального государственного контроля за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций за 2022 год. Предложения по итогам его рассмотрения возможно направить посредством формы обратной связи https://www.minstroyrf.gov.ru/contact/.


Дата изменения: 29.01.2024 15:34:01