Размер шрифта:

Маленький Большой

Цвет сайта:

Ч Б C

Кернинг:

1 2 3

Саморегулирование в сфере строительства

В соответствии с федеральным законодательством с 1 января 2010 г. прекращено лицензирование деятельности в области инженерных изысканий, проектирования и строительства.

Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации с 1 июля 2017 года индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Застройщик имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что такое лицо является членом соответствующей саморегулируемой организации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 части 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Выполнение инженерных изысканий, работ по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов), специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов), специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов) соответственно.

Деятельность саморегулируемых организаций регламентирована Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и главой 6.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Саморегулируемая организация является членом соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций со дня внесения сведений о такой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ 

Национальные объединения саморегулируемых организаций созданы для соблюдения общественных интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов, обеспечения представительства и защиты интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, взаимодействия саморегулируемых организаций и указанных органов, потребителей выполненных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В целях обеспечения развития института саморегулирования в сфере градостроительства, совершенствования технического регулирования процессов инженерных изысканий, проектирования и строительства, совершенствования законодательства о градостроительной деятельности приказом Минстроя России от 14 апреля 2016 года № 237/пр создан Координационный совет по взаимодействию с Национальными объединениями саморегулируемых организаций в сфере строительства.

В настоящее время осуществляют деятельность следующие Национальные объединения саморегулируемых организаций:



Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2020 г. № 938 «Об утверждении Положения об отдельных условиях предоставления займов членам саморегулируемых организаций и порядке осуществления контроля за использованием средств, предоставленных по таким займам»

Вопрос 1. Вправе ли саморегулируемая организация в Положении о компенсационном фонде обеспечения договорных обязательств ограничить цели, размер выдаваемых займов, способы обеспечения исполнения обязательств заемщика в сравнении с установленными пунктом 2 Положения.

Ответ: Согласно частям 3 и 11 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) содержание внутренних документов саморегулируемой организации, в том числе о компенсационном фонде обеспечения договорных обязательств, определяется саморегулируемой организацией самостоятельно с соблюдением требований, установленных указанной статьей, и не может противоречить законодательству Российской Федерации.

При этом необходимо учитывать, что Постановлением предусмотрен реальный механизм оказания помощи саморегулируемыми организациями всем своим членам, оказавшимся в сложной экономической ситуации.

Принятые в сжатые сроки Правительством Российской Федерации такие неотложные меры в связи с введенными ограничениями, связанными с распространением новой коронавирусной инфекции, наделяют саморегулируемые организации правом (не обязанностью) предоставлять займы из средств компенсационного фонда договорных обязательств.

Установление саморегулируемыми организациями дополнительных ограничений к предельным показателям и условиям, определенным Постановлением, снижает возможности по оказанию финансовой помощи и приведет к сокращению круга лиц, которым она может быть предоставлена, а также ограничит возможность принятия решения саморегулируемой организацией о предоставлении займа с учетом фактической потребности в финансировании обязательств по договорам члена такой саморегулируемой организации.

Вопрос 2. Достаточно ли установленного Постановлением регулирования для предоставления саморегулируемой организаций займа и перечисления кредитной организацией средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств на банковский счет заемщика с учетом установленного частью 5 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации исчерпывающего перечня таких случаев?

Ответ: Использование средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств на предоставление займа члену саморегулируемой организации допускается только в определенный срок, и в этой связи такой случай установлен частью 17 статьи 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 191-ФЗ), который регулирует порядок введения в действие и применения норм Градостроительного кодекса.

Вопрос 3. Не будет ли выдача займа в силу статьи 807 Гражданского кодекса Российской Федерации рассматриваться как расходование средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, ведь денежные средства поступают в собственность заемщика?

Ответ: По общему правилу, установленному частью 5 статьи 13 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее – Федеральный закон № 315-ФЗ), средства компенсационного фонда могут размещаться и инвестироваться в целях их сохранения и прироста через управляющие компании, если иное не установлено федеральным законом. Федеральным законом № 191-ФЗ предусмотрен иной способ размещения средств компенсационных фондов: в займы, которые согласно статьи 810 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат возврату заимодавцу.

Вопрос 4. Куда направляется доход, полученный от предоставления в займы средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств?

Ответ: Полученные проценты за пользование займом перечисляются на основании подпунктов «и» и «к» пункта 6 Положения на специальный банковский счет саморегулируемой организации, с которого были переведены средства займа заемщику, и зачисляются в соответствующий компенсационный фонд саморегулируемой организации (часть 7 статьи 13 Федерального закона №315-ФЗ).

Вопрос 5: Согласно Постановлению саморегулируемая организация предоставляет займы только из средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств. Следует ли из этого, что саморегулируемая организация может предоставлять займы только своим членам, оплатившим взнос в такой фонд?

Ответ: Постановление не содержит условий предоставления займов, которыми бы ограничивался круг членов саморегулируемой организации наличием права участвовать в конкурентных закупках.

Например, согласно подпункту «б» пункта 4 Постановления заем может выдаваться для выполнения подрядных работ по договорам, заключенным в целях строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. №214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Такие договоры не отнесены пунктом 3 части 1 статьи 55.5 Градостроительного кодекса к договорам, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров.

Вопрос 6: Одним из способов обеспечения договора займа является поручительство третьих лиц. В случае взыскания с них заемных средств, насколько законно внесение их в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств с учетом части 3 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации?

Ответ: Частью 5 статьи 55.16-1 Градостроительного кодекса определен особый правовой статус денежных средств компенсационного фонда саморегулируемой организации и при предоставлении займов такое имущество своего статуса не утрачивает.

Кроме того, в соответствии с частью 8 статьи 55.16-1 Градостроительного кодекса также предусмотрено размещение средств компенсационного фонда саморегулируемой организации в целях их прироста в депозиты. Возврат суммы депозита и уплата процентов на сумму депозита осуществляется именно на специальный банковский счет саморегулируемой организации, открытый для соответствующего компенсационного фонда.

Вопрос 7. Как определяется «фактическое количество членов саморегулируемой организации» на день принятия решения о предоставлении суммы займа?

Ответ: Членом саморегулируемой организации является индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, в отношении которого решение саморегулируемой организации о приеме вступило в силу (часть 12 статьи 55.6 Градостроительного кодекса) и в реестре членов саморегулируемой организации отсутствуют сведения о прекращении его членства в саморегулируемой организации (часть 3 статьи 55.7 Градостроительного кодекса). При этом необходимо учитывать, что в случае исключения индивидуального предпринимателя, юридического лица из членов саморегулируемой организации в градостроительном законодательстве его статус определяется словосочетанием «лицо, прекратившее членство в саморегулируемой организации» (часть 5 статьи 55.7 Градостроительного кодекса) либо «исключенный член саморегулируемой организации» (часть 10 статьи 3.3 Федерального закона №191-ФЗ).

Вопрос 8. Вправе ли саморегулируемая организация установить повышенные требования к заемщикам, а также обязанность его по предоставлению документов, подтверждающих соответствие таким требованиям, и дополнительные основания для отказа в предоставлении займа в сравнении с Постановлением.

Ответ: Согласно частям 3 и 11 статьи 55.5 Градостроительного кодекса содержание внутренних документов саморегулируемой организации, в том числе о компенсационном фонде обеспечения договорных обязательств, определяется саморегулируемой организацией самостоятельно с соблюдением требований, установленных указанной статьей, и не может противоречить законодательству Российской Федерации.

При этом Постановлением не установлены исчерпывающие перечни требований к членам саморегулируемых организаций, которым может быть предоставлен заем.

Вместе с тем, при установлении дополнительных требований к заемщику саморегулируемой организации целесообразно исходить из обеспечения возможности реализации предоставленного права членом саморегулируемой организации, действительно нуждающимся в предоставлении займа, и возвратности заемных средств.


Раздел "Условия предоставления займов членам саморегулируемой организации и порядок осуществления контроля за использованием средств, предоставленных по таким займам" Положения о компенсационном фонде договорных обязательств саморегулируемой организации, сведения о котором внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций

Примерный раздел Положения о компенсационном фонде договорных обязательств саморегулируемой организации: "Условия предоставления займов членам саморегулируемой организации и порядок осуществления контроля за использованием средств, предоставленных по таким займам"

КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 

В соответствии с пунктом 1 статьи 55.23 Градостроительного кодекса Российской Федерации Минстроем России осуществляется государственный контроль за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций, путем проведения плановых и внеплановых проверок. Информация о проведенных плановых проверках размещена в разделе «Контрольная деятельность».

ИНФОРМАЦИЯ О КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, КОТОРЫЕ СООТВЕТСТВУЮТ ТРЕБОВАНИЯМ, УСТАНОВЛЕННЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 27 СЕНТЯБРЯ 2016 ГОДА № 970

ИНФОРМАЦИЯ О КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, КОТОРЫЕ СООТВЕТСТВУЮТ ТРЕБОВАНИЯМ, УСТАНОВЛЕННЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 27 СЕНТЯБРЯ 2016 ГОДА № 970 «О ТРЕБОВАНИЯХ К КРЕДИТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ, В КОТОРЫХ ДОПУСКАЕТСЯ РАЗМЕЩАТЬ СРЕДСТВА КОМПЕНСАЦИОННЫХ ФОНДОВ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ, АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕКОНСТРУКЦИИ, КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА»

По состоянию на 1 августа 2020 года

По состоянию на 1 июля 2020 года

По состоянию на 1 июня 2020 года

По состоянию на 1 мая 2020 года

По состоянию на 1 апреля 2020 года

По состоянию на 1 марта 2020 года

По состоянию на 1 февраля 2020 года

По состоянию на 1 января 2020 года

По состоянию на 1 декабря 2019 года

По состоянию на 1 ноября 2019 года

По состоянию на 1 октября 2019 года

По состоянию на 1 сентября 2019 года

По состоянию на 1 августа 2019 года

По состоянию на 1 июля 2019 года

По состоянию на 1 июня 2019 года

По состоянию на 1 мая 2019 года

По состоянию на 1 апреля 2019 года

По состоянию на 1 марта 2019 года

По состоянию на 1 февраля 2019 года

По состоянию на 1 января 2019 года

По состоянию на 1 декабря 2018 года

По состоянию на 1 ноября 2018 года

По состоянию на 1 октября 2018 года

По состоянию на 1 сентября 2018 года

По состоянию на 1 августа 2018 года

По состоянию на 1 июля 2018 года

По состоянию на 1 июня 2018 года

По состоянию на 1 мая 2018 года

По состоянию на 1 апреля 2018 года

По состоянию на 1 марта 2018 года

По состоянию на 1 февраля 2018 года

По состоянию на 1 января 2018 года

По состоянию на 1 декабря 2017 года

По состоянию на 1 ноября 2017 года

По состоянию на 1 октября 2017 года

По состоянию на 1 сентября 2017 года

По состоянию на 1 августа 2017 года

По состоянию на 1 июля 2017 года

По состоянию на 1 июня 2017 года

По состоянию на 1 мая 2017 года

По состоянию на 1 апреля 2017 года

По состоянию на 1 марта 2017 года

По состоянию на 1 февраля 2017 года

По состоянию на 1 января 2017 года

По состоянию на 1 декабря 2016 года

По состоянию на 1 ноября 2016 года

По состоянию на 1 сентября 2016 года

Постановления Правительства Российской Федерации
Постановление Правительства РФ от 26 января 2017 № 85 «Об утверждении Правил направления Национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и Национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, в кредитную организацию требования о переводе на специальные банковские счета указанных национальных объединений саморегулируемых организаций средств компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств (в случае формирования такого компенсационного фонда) саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, сведения о которой исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций, и формы такого требования» Смотреть Скачать (410.33 КБ)
Приказы федеральных органов исполнительной власти
Документы Банка России
Дата изменения: 04.09.2020 10:53:25

Виды деятельности

Национальные проекты

Национальный проект «Жильё и городская среда»

Градостроительная деятельность и архитектура

Нормативно–правовое регулирование Нормативно–техническое регулирование Ценообразование Саморегулирование в сфере строительства Экономически эффективная проектная документация повторного использования ЭКСПЕРТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ Деятельность координационного совета (штаба) по мониторингу исполнения законодательства о градостроительной деятельности Промышленность строительных материалов Подтверждение пригодности новой продукции для применения в строительстве Государственный контроль Анкета. Состояние развития строительной отрасли в субъекте Российской Федерации Специальные технические условия Всероссийский конкурс на звание «Самое благоустроенное городское (сельское) поселение России» Открытый публичный конкурс на лучший архитектурный проект центральной районной больницы

Контрольная деятельность

Проверки, проведенные в пределах полномочий Минстроем России в 2020 году Проверки, проведенные в пределах полномочий Минстроем России в 2019 году Проверки, проведенные в пределах полномочий Минстроем России в 2018 году Проверки, проведенные в пределах полномочий Минстроем России в 2017 году Проверки, проведенные в пределах полномочий Минстроем России в 2016 году Проверки, проведенные в пределах полномочий Минстроем России в 2015 году

Лицензирование

Инициативные проекты

«Я – строитель Будущего!» Развитие сети общественного контроля в сфере ЖКХ Разработка и внедрение единых стандартов работы общественных советов при профильных региональных министерствах

Городская среда

Стратегическое направление развития «ЖКХ и городская среда» Проект Цифровизации городского хозяйства «Умный город»

Проверки, проведенные в пределах полномочий Минстроем России в 2020 году

Жилищно-коммунальное хозяйство

Государственно-частное партнерство в ЖКХ Управление многоквартирными домами Капитальный ремонт в многоквартирных домах Ликвидация аварийного жилья Модернизация коммунального комплекса. Привлечение в отрасль частных инвестиций Внедрение целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов РФ Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищно-коммунальной сфере Общественный контроль в сфере ЖКХ Информирование граждан об их правах и обязанностях в сфере ЖКХ Графики передачи в концессию объектов жилищно-коммунального хозяйства

Госуслуги

Аттестация экспертов Выдача разрешения на ввод в эксплуатацию Выдача разрешения на строительство Выдача разрешения на проведение работ по созданию искусственного земельного участка в случае создания искусственного земельного участка на территориях двух и более субъектов Российской Федерации Подтверждение пригодности для применения в строительстве новой продукции, требования к которой не регламентированы нормативными документами полностью или частично и от которой зависят безопасность и надежность зданий и сооружений Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения Специальные технические условия Видеоролики Формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых госорганом к рассмотрению Статистические и аналитические сведения о результатах мониторингов предоставления Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации государственных услуг Градостроительный конкурс Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий

Нормативно-правовая деятельность

Нормативная база Административный порядок обжалования действий (бездействия) Минстроя России, подведомственных организаций и должностных лиц Судебный порядок обжалования действий (бездействия) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Судебный порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений Сведения о судебных постановлениях по делам о признании недействующими нормативных правовых актов Проекты нормативно-правовых актов Нормативно-правовые акты

Жилищная политика

Долевое строительство Ипотечное кредитование Мониторинг объемов жилищного строительства Информация о Межведомственной комиссии Методологическая поддержка органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам градостроительства Обеспечение жильем работников организаций оборонно-промышленного комплекса Федеральный проект «Жилье» Обеспечение жильем отдельных категорий граждан Арендное жилье

Реализация государственных программ

Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации Строительный контроль Непрограммная часть Федеральные целевые программы

Международные отношения

Международное сотрудничество