Законопроект о развитии застроенных территорий не предусматривает принудительного изъятия недвижимости

23.10.2014
Законопроект о развитии застроенных территорий не предусматривает принудительного изъятия недвижимости

Законопроект о развитии застроенных территорий разработан экспертами и обсуждается с участием Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Он не предусматривает права принудительного изъятия объектов недвижимости для строительства жилья. Законопроект предлагает ввести единый механизм проведения торга с собственниками объектов недвижимости. 

Законопроект «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования развития застроенных территорий», разработанный экспертами, направлен на усовершенствование действующего механизма развития застроенных территорий. 

Согласно действующей редакции Градкодекса РФ, проекты развития застроенной территории реализуются на месте, где расположены многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу, и многоквартирные дома, переселение из которых предусмотрено муниципальными адресными программами, а вместе с ними иные объекты, не соответствующие градостроительному регламенту (правилам землепользования и застройки).

В настоящее время жилые помещения в аварийных многоквартирных домах подлежат изъятию для муниципальных нужд путем выкупа. Причем цена выкупа определяется как рыночная цена жилого помещения плюс убытки, связанные с изъятием. Обычно, поскольку рыночная цена жилья в аварийных домах невысока, собственникам такого жилья предоставляется взамен другое благоустроенное жилое помещение.

Все другие объекты недвижимости застройщик выкупает путем свободного договора отдельно с каждым собственником на рыночных условиях. Застройщик несет риски, связанные с отказом собственников продать свои объекты. Однако законом не предусмотрено право принудительного изъятия объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. И этот же принцип сохраняется в законопроекте, разработанном экспертами.

Вариант изъятия недвижимости для строительства нового жилья путем изъятия для государственных или муниципальных нужд при разработке законопроекта был категорически отвергнут. Редевелопмент застроенных территорий хоть и необходим для развития большинства российских городов, но не является государственной или муниципальной нуждой, при которой законодательством допускается исключительное применение изъятия, как например, при строительстве федеральных трасс.

Законопроектом предлагается ввести единый организационный механизм проведения торга с собственниками объектов недвижимости, не являющихся жилыми помещениями в аварийных домах, который не имеет ничего общего с механизмом изъятия для государственных и муниципальных нужд и предполагает исключительно свободное волеизъявление правообладателей недвижимости на застроенной территории.

Суть механизма состоит в том, что инвесторы, желающие освоить территорию, предлагают свою цену выкупа объектов (не ниже 100% от рыночной цены) одновременно всем собственникам, кроме аварийных домов. Если большинство собственников принимают такое предложение на специально созванном собрании собственников недвижимости, то после этого инвестор имеет право, а собственники обязаны заключить договор купли-продажи своей недвижимости по той цене, которую они же сами и одобрили, например, 120% или 200% от текущей рыночной стоимости каждого объекта недвижимости.

Если предложение инвестора не принято на голосовании, то инвестор может отказаться от реализации проекта либо продолжить переговоры с каждым собственником по отдельности.

Если большинство собственников одобрили, например, продажу по цене 200% от рыночной стоимости каждого объекта, но осталось несколько собственников против, то несмотря на их несогласие, они также должны продать свою недвижимость по цене 200% от рыночной стоимости их объектов. Этот механизм используется в большинстве развитых стран с успешными рынками недвижимости и высокими гарантиями прав собственности.