Интервью Юрия Гордеева в "Отраслевом журнале "Вестник. Строительство. Архитектура. Инфраструктура"

13.03.2023
Интервью Юрия Гордеева в "Отраслевом журнале "Вестник. Строительство. Архитектура. Инфраструктура"

Реализация социально значимых, инфраструктурных и иных проектов Перечня будет проводиться в рамках пятилетней государственной программы «Строительство», которая стартовала с начала 2023 года. О новой госпрограмме, о федеральной адресной инвестиционной программе, а также о том, как сегодня решается проблема долгостроев, «Вестнику» рассказал заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Юрий Гордеев.  

Юрий Сергеевич, в мае 2023 года исполнится год с того момента, как федеральная инвестиционная программа перешла в ведение Минстроя России. Что сделано за это время?

Действительно, по решению Правительства Российской Федерации с 1 мая 2022 года полномочия по формированию и реализации адресной программы осуществляет Минстрой России.

В прошлом году совместно с главными распорядителями средств федерального бюджета и регионами мы провели большую работу по формированию и внедрению новых подходов к управлению государственными вложениями. Основной упор сегодня сделан на систематизацию, сокращение строительного цикла и максимально быстрый ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства. Благодаря системной работе в штабном режиме со всеми главными распорядителями общий объем кассового исполнения удалось увеличить на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. По итогам 2022 года он составил 96,2%. И в этом году перед строительным блоком страны стоит важная задача по сохранению набранных темпов и обеспечению возможности опережающего ввода в эксплуатацию объектов там, где существует реальная возможность это сделать.

Стоит отметить, что в прошедшем году в реализации адресной программы приняли участие 52 главных распорядителя бюджетных средств в рамках 39 госпрограмм, в том числе по 13 нацпроектам и непрограммным направлениям деятельности.

Какие объекты были введены в прошлом году в рамках федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП)?

По итогам 2022 года было введено 96 объектов. Среди них: участки скоростной транснациональной магистрали Санкт-Петербург — Москва — Казань — Екатеринбург — Тюмень — Владивосток, объекты инфраструктуры в аэропортах Новосибирска, Якутска и Певека. Сдана в эксплуатацию взлетно-посадочная полоса в Оренбурге, завершены дноуглубительные работы в Бечевинской бухте в рамках развития мощностей морского терминала СПГ в Камчатском крае.

Кроме того, завершены работы по строительству самодвижущейся платформы «Северный полюс», введены в эксплуатацию универсальный атомный ледокол (проект 22 220), новые корпуса Специализированного учебно-научного центра школы-интерната им. Колмогорова, ИНИОН РАН, Федеральный детский реабилитационный центр в Подольске. Все объекты в рамках одного интервью и не перечислишь. Это объекты сферы здравоохранения, культуры, науки и многое другое. Всех их объединяет одно — большая социальная значимость.

Что сегодня реализуется в рамках ФАИП и по каким принципам был сформирован Перечень данной программы?

Документ сформирован Минстроем России на основании предложений главных распорядителей средств федерального бюджета. В этом году в ФАИП участвуют 49 главных распорядителей средств федерального бюджета по 34 госпрограммам, непрограммным направлениям и по 14 национальным проектам. В Перечень включены объекты, которые будут построены в 2023-2027 годах с использованием средств федерального бюджета. Общий объем федерального финансирования на пять лет составит около 4,7 трлн рублей. Более 1,4 трлн рублей пойдет в регионы, из них порядка 370 млрд предусмотрено на 2023 год.

В Перечень вошли крупные социальные учреждения в различных регионах страны: медицинские, спортивные и образовательные центры, музеи, транспортная инфраструктура, аэропорты, инженерные сети, научные объекты, здания различных служб и многое другое. Среди таких объектов — Уральский научно-исследовательский институт охраны материнства и младенчества, Научно-исследовательский институт экспериментальной физики в Сарове, Федеральный научно-клинический центр спортивной медицины и реабилитации в Сочи, а также автомобильные дороги.

Кроме того, в Перечень включено завершение реконструкции консерватории им. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге и окончание процесса строительства новых корпусов для Третьяковской галереи в Москве.

Хочу подчеркнуть, что подобный Перечень объектов впервые сформирован не на три года, как это было ранее, а сразу на пять лет. Такой горизонт планирования позволит сбалансировать программу, запланировать средства для полного завершения работы над проектами и быстрее ввести их в эксплуатацию.

Ключевой принцип, заложенный в основу формирования Перечня, — завершение всех начатых объектов, чтобы не допустить появления новых объектов незавершенного строительства.

Раз уж речь зашла об объектах незавершенного строительства, расскажите, как осуществляется работа по сокращению количества долгостроев?

В части сокращения объемов незавершенного строительства в прошлом году Правительством РФ утверждена дорожная карта, которая на сегодняшний день уже исполнена на 80%. Ответственным за координацию и разработку политики в этой сфере определен Минстрой России.

В максимально короткий срок была разработана и принята вся необходимая нормативно-правовая база, утвержден порядок формирования федерального реестра незавершенных объектов, принято постановление Правительства РФ «О последствиях включения объекта незавершенного строительства, строительство, реконструкция которого осуществлялись полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не завершены, в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства, в региональный реестр незавершенных объектов капитального строительства».

Также утверждены методические рекомендации по работе с незавершенными объектами, порядок разработки, утверждения и мониторинга главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС) плана мероприятий по сокращению объектов незавершенного строительства.

Создана межведомственная комиссия по включению в федеральный реестр незавершенных объектов. Всего ГРБС представлены сведения по 823 объектам. При этом в федеральный реестр уже включено 150 объектов со сметной стоимостью более 40 млрд рублей. По 147 из них штабом приняты управленческие решения: 30 — снести, 83 — достроить, 34 — приватизировать.

При поддержке Минфина России федеральный реестр формируется на базе «Электронного бюджета». Также большая работа проведена Минстроем и Минфином в части бухгалтерского учета объемов незавершенного строительства. Внесены изменения в приказы Минфина по формированию ежегодной бухгалтерской отчетности. Это позволит сконцентрировать усилия на действительно проблемных объектах, а не на планово строящихся объектах и объектах, по которым осуществляется завершение строительства и оформление документов.

Также в настоящее время Росреестр и Минстрой России завершают разработку законопроекта об упрощенном порядке кадастрового учета и государственной регистрации объектов, включенных в федеральный и региональные реестры. Это позволит ускорить получение необходимой документации для достройки или продажи незавершенных объектов с 6 месяцев до 2-3 недель и снизить объем необходимой документации с 10 до 2-3 документов.

По поручению президента в прошлом году было дополнительно выделено 50 млрд рублей на завершение строительства знаковых объектов. В их числе Политехнический музей, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Римского-Корсакова, Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина, Государственная Третьяковская галерея, Институт мозга человека РАН, Национальный медицинский исследовательский центр им. Алмазова.

Минстроем России в настоящее время проводится работа с регионами в части мониторинга разработки региональных нормативных правовых актов, аналогичных актам федерального уровня, предусматривающих ведение регионального реестра объектов незавершенного строительства.

С учетом принятия управленческих решений уже в этом году ГРБС и регионы смогут закладывать в бюджет деньги на завершение строительства или ликвидацию капитальных объектов незавершенного строительства.

Удалось ли решить вопрос удорожания стоимости строительства объектов вследствие роста цен на стройматериалы?

Минстроем России проводилась отдельная масштабная работа по поддержке компенсации удорожания. На эти цели в рамках распоряжения N°292-р из резервного фонда Правительства РФ было выделено 156 млрд рублей. Большая часть этих средств направлена на объекты ФАИП. Это позволило не остановить реализацию начатых объектов и обеспечить их ввод в эксплуатацию не только в прошлом году, но и в текущем.

Для справки

Минстрой России формирует и реализует Федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП) с 1 мая 2022 года. Строительство и реконструкцию объектов осуществляют главные распорядители бюджетных средств. ФАИП включает в себя объекты капитального строительства, финансирование строительства, реконструкция или приобретение которых осуществляются с участием федерального бюджета.

Для формирования целеполагания и приоритетов в сфере управления государственными капитальными вложениями разработана комплексная госпрограмма «Строительство». Ее реализация началась 1 января 2023 года. Стратегические приоритеты и цели данной госпрограммы утверждены Правительством РФ 30 сентября 2022 года. В рамках КП «Строительство» Минстроем России подготовлена и Правительством РФ утверждена ФАИП на 2023-2025 годы (со справочным распределением на 2026 и 2027 годы) с учетом новых подходов, в том числе по балансировке программы. Приоритет — ввод всех запланированных объектов, в том числе с опережением.

В перспективе планируется увеличить объем ввода в эксплуатацию объектов капстроительства не менее чем в полтора раза и сократить количество незавершенных объектов, включенных в федеральный реестр.

Интервью