Интервью Александра Ломакина в "Отраслевом журнале "Вестник. Строительство. Архитектура. Инфраструктура"

22.06.2022
Интервью Александра Ломакина в "Отраслевом журнале "Вестник. Строительство. Архитектура. Инфраструктура"
О работе строительной отрасли России в новых экономических реалиях и мерах ее поддержки со стороны федерального центра, наиболее эффективных инструментах стимулирования застройщиков, инфраструктурном бюджетном кредитовании, комплексном развитии территорий, перезагрузке системы профессионального образования и решении кадрового вопроса — в интервью первого заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Александра Ломакина.

Александр Николаевич, какие меры, принятые Правительством и непосредственно Минстроем, позволят отечественной стройиндустрии на первом этапе минимизировать влияние неблагоприятных внешних факторов, а в дальнейшем — обеспечить ее рост?

В новой экономической ситуации работа строительной отрасли организована в целях выполнения задачи по недопущению снижения темпов строительства. Поддержка стройкомплекса — одна из приоритетных задач государства, поскольку стройка является мощным драйвером российской экономики.

Принимая во внимание приоритетность данной задачи, следует понимать, что ее обеспечение — это своевременная реализация всех намеченных планов в строительстве и сроков их выполнения. Минстрой России подготовил ряд мер для поддержки строительной отрасли и выполнения целей федеральных программ и нацпроектов. Всего разработано и принято 4 федеральных закона (№ 46, № 58, № 124, № 146) и более 30 постановлений Правительства.

Меры поддержки строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства условно разделяются на несколько направлений: поддержка граждан, застройщиков, генподрядчиков и сферы ЖКХ. Среди них отмечу важнейшие: сохранение семейной и дальневосточной ипотечных программ, а также субсидирование ставок по сельской ипотеке в размере 3% на строительство или приобретение жилья в сельской местности. По льготной ипотеке ставка будет снижена до 7%.

Далее: кредиты по льготной ставке 11% на реализацию инвестпроектов (для застройщиков коммерческой недвижимости), сокращение инвестиционно-строительного цикла и упрощение казначейского сопровождения для генподрядчиков, а в ЖКХ — запуск программы льготного кредитования системообразующих предприятий для пополнения оборотных средств, субсидирование процентной ставки по кредитам до 1 года ресурсоснабжающим организациям на пополнение оборотных средств и многие другие.

В сложившейся геополитической и экономической ситуации эти меры позволят сохранить стабильность гражданских отношений, ускорить строительство дорог, социальной и иной инфраструктуры, связанной с жизнеобеспечением населения.

В 2021 году Правительство РФ разработало дополнительные механизмы финансирования инфраструктурных проектов («инфраструктурное меню»), которые, как было заявлено, обеспечат субъектам Федерации «колоссальные возможности» для развития инженерной, городской, транспортной и социальной инфраструктуры. Как можно оценить эффективность этих инструментов?

В рамках распределения первых 500 млрд рублей (2022–2023 годы) одобрено 230 проектов на реализацию 690 объектов/мероприятий от 81 субъекта РФ. На сегодня средства ИБК распределены на 345 объектов инженерной инфраструктуры на сумму почти 147 млрд рублей, 50 объектов транспортной инфраструктуры на сумму свыше 146 млрд рублей, 92 объекта социальной инфраструктуры на сумму примерно 42 млрд рублей и т.д. В 24 субъектах построят около 80 социально значимых объектов, общая сумма средств ИБК на их реализацию составит почти 40 млрд рублей.    

В рамках распределения дополнительных 500 млрд рублей одобрено 4 проекта, представленных 4 субъектами, которые реализуются в рамках исполнения поручений президента России, на общую сумму средств ИБК более 314 млрд рублей.

В частности, в Нижегородской области будет реализовано комплексное развитие территорий исторического центра, построено метро и обновлен городской электротранспорт. В Красноярском крае также построят метро, а в Челябинске — метротрамвай. Там же восстановят трамвайные сети и заменят подвижной состав. В Краснодарском крае возведут комплекс очистных сооружений.

Для регионов такая поддержка означает как необходимое обновление уже существующей инфраструктуры, так и строительство новой. Результаты и в том, и в другом случае — повышение качества жизни граждан, улучшение качества городской среды, обеспечение ускоренного развития новых территорий.

Согласно озвученной ранее информации, до конца 2023 года регионы РФ получат инфраструктурные бюджетные кредиты на сумму до 500 млрд рублей со ставкой до 3% годовых и сроком погашения до 15 лет. На какую сумму ИБК выданы к настоящему времени? На долю каких регионов приходится наибольший объем кредитов?

В настоящее время средства ИБК доведены 54 субъектам РФ в размере свыше 66 млрд рублей. В 2022 году в регионы также планируется довести 250 млрд рублей. Наибольший объем бюджетных кредитов распределен в Москву — 81 млрд рублей, Московскую область — свыше 25 млрд, Санкт-Петербург — почти 24 млрд, Краснодарский край — более 18 млрд. Эти субъекты являются одними из крупнейших в России по численности населения.

Проиллюстрируйте эффективность выделения ИБК на примере конкретных проектов. Как их реализация способствует преображению муниципальных образований, повышению качества жизни граждан?

Ожидаемый социально-экономический эффект от реализации проектов на средства ИБК в размере 1 трлн рублей: ввод примерно 130 млн кв. м жилья, создание более 520 тыс. рабочих мест, привлечение 10,5 трлн рублей внебюджетных средств, поступление налоговых и неналоговых средств в консолидированные бюджеты субъектов свыше 2 трлн рублей. Например, в Татарстане за счет ИБК ведется строительство четырехкилометрового участка Вознесенского тракта с двумя транспортными развязками, тремя подземными и одним надземным пешеходным переходом, что значительно увеличит пропускную способность дороги для граждан. Эта дорога является системообразующей, так как соединяет западную часть города с активно застраивающимся жильем микрорайоном Салават Купере. Трасса запроектирована таким образом, что пересекает крупные транспортные автодороги города, соединяя Советский, Вахитовский, Ново-Савиновский районы и исторический центр. Часть трассы будет проходить в непосредственной близости от промышленных зон, площадок и логистических центров, что позволит увеличить их инвестиционную привлекательность.

В Самарской области за счет ИБК реализуется инфраструктурный проект «Строительство метрополитена — станция «Театральная», который позволит расширить градостроительный потенциал и обеспечить ввод в эксплуатацию 2,8 млн кв. м жилья в рамках проекта «Безымянка: новое дыхание». Прогнозный объем налоговых поступлений от реализации проекта в консолидированный бюджет региона оценивается в размере 15,7 млрд рублей за 15 лет.

При запуске программы инфраструктурного бюджетного кредитования говорилось о том, что после 2023 года она будет продлена до 2026-го и в инфраструктуру вложат еще 500 млрд рублей. Эти планы в силе?

На сегодня лимиты инфраструктурных бюджетных кредитов в размере 1 трлн рублей распределены между субъектами, идет рассмотрение и утверждение одобренных проектов в штабе правительственной комиссии. Первые 500 млрд будут доведены в регионы до 2023 года, вторые 500 млрд планируется предоставить до 2025 года.

В списке приоритетов Минстроя России и профильных министерств на местах также значится комплексное развитие территорий. Эта программа реализуется уже не первый год, поэтому можно анализировать ее результаты. Каковы они?

Комплексное развитие территорий (КРТ) обеспечивает сбалансированное и устойчивое развитие поселений и городских округов, расселение аварийных домов, помогает формировать современную комфортную городскую среду, создавать новые места приложения труда.

В настоящее время сформирована нормативная база федерального уровня, необходимая для применения механизма КРТ всеми субъектами РФ и муниципальными образованиями. В свою очередь, все субъекты обеспечили принятие нормативных правовых актов в объеме, который дает возможность подготовки проекта решения о КРТ, его принятия, проведения торгов на право заключения договора о КРТ, а также заключения такого договора.

На сегодня субъектами РФ рассматривается применение механизма КРТ в отношении 773 территорий (плюс 36 территорий относительно прошлого года) общей площадью более 28 тыс. га. Применение механизма КРТ обеспечит строительство объектов капитального строительства общей площадью около 147 млн кв. м, из них около 116 млн кв. м жилой площади.

Крупнейшие проекты КРТ реализуются в ряде регионов под координацией Департамента комплексного развития территорий: в Ростовской области (старый аэропорт), Самарской области (комплексное развитие центра при строительстве метро), Ивановской области (Ивановские мануфактуры), Мурманской области (Больничный городок), Приморском крае (о. Русский), городе Санкт-Петербурге (реновация Санкт-Петербурга), Мурманской и Сахалинской областях, Камчатском крае (морские порты) и т.д.

Правительственной комиссией по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности РФ, уже приняты положительное решения по 31 проектам в 22 субъектах, предполагаемые к реализации на земельных участках площадью почти 1660 га с общим градостроительным потенциалом почти 7 млн кв. м. Заключено 6 договоров о КРТ с градостроительным потенциалом более 1 млн кв. м и общей площадью территорий более 110 га.

В рамках деятельности Фонда ЖКХ в части КРТ жилой застройки ведется работа с 24 субъектами. В высокой степени готовности на территориях субъектов РФ сформировано 38 проектов КРТ. В 5 субъектах приняты и исполняются решения о КРТ жилой застройки, а также ранее принятые решения о РЗТ, объем жилищного строительства при реализации которых составит 737 тыс. кв. м.

По состоянию на 1 мая Фондом ЖКХ приняты решения о подтверждении размера суммы финансовой поддержки на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в отношении 7 проектов КРТ жилой застройки в размере 1,4 млрд рублей (Архангельская, Волгоградская, Иркутская, Липецкая, Нижегородская, Мурманская области, Республика Марий Эл). В настоящее время планируется реализация решений о КРТ жилой застройки с финансированием расселения аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года в субъектах РФ, завершивших расселение аварийного жилого фонда до 2017 года (в Саратовской и Магаданской областях, Карачаево-Черкесской Республике).

Одна из серьезных проблем, сдерживающих развитие строительной сферы, — дефицит кадров. Как она решается? Какая ставка делается на местную рабочую силу, а какая — на выходцев из других стран?

Сегодня мы не наблюдаем дефицита рабочих на российских стройках и в системе ЖКХ. Вместе с тем потребность отрасли в квалифицированных специалистах может быть закрыта за счет подготовки по программам высшего и среднего профессионального образования, переподготовки по учебным программам и повышения квалификации, а также за счет межгосударственной трудовой миграции.

По состоянию на 2020 год, в России 205 высших и 1260 средних учебных заведений осуществляют подготовку по строительным специальностям, ежегодный выпуск составляет более 75 тыс. человек (по данным исследований, проводимых Высшей школой экономики). Вместе с тем механизмы уже реализуемого пилотного проекта по привлечению граждан Узбекистана оказались достаточно востребованными со стороны российских работодателей не только по причине отбора кандидатов на трудоустройство, но и в связи с существенным сокращением сроком их трудоустройства. В рамках проекта уже въехали на территорию РФ более 3750 человек. Сейчас работодатели продолжают осуществлять квалификационные отборы востребованных в строительной отрасли специалистов в различных регионах страны.

В последние годы мы являемся свидетелями масштабной перенастройки системы среднего профессионального образования, которая должна ежегодно готовить десятки тысяч квалифицированных специалистов для реального сектора экономики, в том числе для сферы строительства. По вашей оценке, насколько активна и результативна эта работа?

На основании мониторинга рынка труда в строительной отрасли и ЖКХ выявлено, что большую потребность рынок испытывает в рабочих специальностях: нужны бетонщики, монтажники, каменщики, арматурщики, электрогазосварщики, плотники, штукатуры, слесари, электромонтеры, камнетесы, а также специалисты, умеющие использовать BIM-, TIM-моделирование. Минстрой России поддерживает расширение и обновление учебной базы техникумов и колледжей строительной отрасли и ЖКХ. В рамках федерального проекта «Профессионалитет», реализуемого Минпросвещения РФ, происходит интеграция реального сектора экономики и образовательных учреждений строительной отрасли, на базе которых проводятся обучение и переобучение сотрудников, что в дальнейшем поможет быстро и качественно обучить молодежь навыкам, необходимым рынку, т.е. обеспечить страну рабочими руками, компетентными в своей отрасли. Совместно с Агентством развития профессионального мастерства («Ворлдскиллс Россия») идет целевая подготовка отраслевых специалистов по краткосрочным программам профессионального обучения и дополнительного профессионального образования. В рамках данного проекта до 2024 года ежегодно планируется профессиональное обучение около 125 тыс. человек по всем специальностям, включая строительные. Средняя длительность программы такой подготовки составляет 3 месяца. Одновременно на базе ФАУ «РосКапСтрой» планируется подготовка до 5 тыс. человек ежегодно по 14 наиболее востребованным направлениям: штукатур, маляр, плиточник и т.д.

Совместно с отраслевым консорциумом «Строительство и архитектура» и другими подведомственными учреждениями сформирован перечень программ развития компетенций руководителей региональных органов исполнительной власти, сотрудников государственных заказчиков, региональных экспертиз, технических заказчиков и специалистов в сфере строительства с учетом перехода отрасли на цифровые технологии. В него вошли 29 программ развития компетенций, рассчитанных на подготовку до 40 тыс. человек ежегодно.