«Интерфакс»: Объездная дорога как импульс к развитию

03.09.2014
«Интерфакс»: Объездная дорога как импульс к развитию

Проект развития новых территорий подмосковного Сергиева Посада планируют показать руководству страны на форуме в Сочи. И сомнений в том, что проект получит поддержку на самом высоком уровне, у местных властей нет. Это означает, что в Сергиевом Посаде на территории более 1300 га, по сути, появится новый город с жильем, офисами, местами приложения труда и парками, а историческая часть Сергиева Посада начнет развиваться по концепции "медленного города".

Вокруг и около объездной дороги

В августе на выставке "Строительная неделя Московской области – 2014" министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень озвучил планы по реконструкции исторического центра Сергиева Посада и строительству на новых территориях города, который находится в 52 км на северо-востоке от Москвы.

Согласно концепции, существующий административный и производственный функционал центральной части Сергиева Посада предлагается перенести на ранее не застраиваемые территории участка «Конкурсный» площадью 1300 га. Как сообщил "Интерфаксу" М. Мень, эти земли на территории Сергиево-Посадского района принадлежат не функционирующему Федеральному унитарному предприятию, которые будут вовлечены в оборот для жилищного строительства через механизмы Фонда содействия жилищного строительства.

"Там как раз будет развиваться административная часть, жилая часть, индустриальный парк. Прежде всего, это поле между Семхозом и Сергиевом Посадом, территория рядом с Лакокрасочным поселком и поселком "Конкурсный", - сообщил М. Мень.

Стоит отметить, что отправной точкой разработки концепции реконструкции города стал проект объездной дороги.

"В какой-то момент у местного руководства возникла идея сделать объездную дорогу, которая связала бы две крайние точки города: въезд со стороны Москвы – поселок Лакокраска, и район Углич – выезд на западе города", - сообщил "Интерфаксу" глава Сергиево-Посадского района Сергей Пахомов. Однако, он отметил, что строительство обычной объездной дороги, как и строительство межквартальных дорог, проблему трафика в городе системно не решит. Центральная улица, проспект Красной Армии, практически постоянно загружена.

"Объездная дорога лишь отводила бы какие-то потоки, не более. Проходя через поле, дорога была бы оторвана от города. Тогда мы поняли, что тот западный объезд и станет источником, вокруг которого будут развиваться территории. Пазл собрался, и мы стали его дорабатывать", - рассказал один из авторов концепции, гендиректор "Регионального центра урбанистики" Александр Богданов. Таким образом, идея с объездной дорогой получила вторую жизнь и новое звучание.

Кто переедет?

Ядро Сергиева Посада со своей функцией активного делового города переместится на новые территории. Там появятся места приложения труда, торговые центры и другая инфраструктура.

Стоит отметить, что идея перемещения административно-деловых функций из центра Сергиева Посада похожа на концепцию развития новой Москвы, где власти города хотят построить не только жилье, но и создать места приложения труда, чтобы снизить маятниковую миграцию.

В частности из центра города кроме администрации на новые территории планируется перенести прокуратуру, суд и тюрьму, а освободившееся историческое здание тюрьмы может быть использовано под другие функции. На новых территориях будет построен новый основной вокзал, который станет настоящим транспортно-пересадочным узлом. Располагаться он будет между нынешними станциями железной дороги "Семхоз" и "Сергиев Посад".

Кроме того, новая концепция развития города предусматривает создание многообразной и структурно упорядоченной городской среды. По данным компании-разработчика, на новых территориях предполагается построить около 1,150 млн м.кв. жилья, что означает увеличение численности жителей примерно на более чем на 38 тыс. человек, а также создание необходимой социальной инфраструктуры площадью около 83 тыс. м.кв.

"Предлагаемая общественная и жилая застройка сомасштабна городу – этажность понижена до 2-х в местах примыкания новых территорий к существующей застройке и точечно повышается до 16 там, где нет защитных зон, ограничений, и застройка не перекрывает визуальных коридоров с Троице-Сергиевой Лаврой и другими историческими объектами", - сообщили в "Региональном центре урбанистики".

"Медленный город"

Что касается центральной части Сергиева Посада, то теперь она будет развиваться по концепции "медленного города", в соответствии с которой сегодня развиваются многие европейские исторические города.

"Прежде всего, идеология "медленного города" подразумевает собой вывод движения автотранспорта из центральной части города", - пояснил М.Мень.

Он напомнил, что во время празднования 700-летия со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского центр города перекрыли для движения транспорта на несколько дней. Этот эксперимент произвел сильное впечатление на местных жителей – им очень понравился получившийся эффект.

Поэтому есть идея сделать центр, по предварительным данным, полностью или частично пешеходным. Возможно, там будет проезжать только общественный транспорт.

"О том, сможет ли передвигаться по центральной части города частный транспорт или нет, пока говорить рано, это уже конкретные проектные решения. Если появится альтернатива для движения транспорта местных жителей, то тогда, наверное, может быть закрыто полностью, если нет, то в каком-то режиме может быть открыто. Мы видим много европейских городов, где транспорт и жители сосуществуют, живут весьма дружно, и никто никому не мешает. Городов таких и примеров достаточно", - прокомментировал глава Сергиево-Посадского района Сергей Пахомов.

В "Региональном центре урбанистики" отметили, что этот раздел концепции ориентирован не только на привлечение туристов и паломников, но и призван создать комфортную среду местным жителям.

"Для жителей города это означает возвращение центральной исторической части к размеренному образу жизни, приоритету пешеходных зон и общественных видов транспорта, создание комфортных общественных пространств, восстановление исторической застройки, а также комплексное благоустройство", - отметили в компании.

В целом, по словам А. Богданова, идея "медленного города" – это компромиссное решение, которое позволит функционировать и старому, и новому городу.

"Концепция медленного города позволяет снизить техногенное давление на человека и на окружающую среду. Если мы сделаем весь город "медленным", то он превратится в мумию, в город-музей. Людям в нему будет плохо и некомфортно, он станет никому не интересен, и в конце концов молодежь покинет его. Поэтому найти компромиссное решение – это задача всех старых городов", - считает архитектор.

Таким образом концепция "медленного города", которая фактически впервые будет применена в России, даст возможность принципиально по-новому взглянуть на все старые города. А в случае успеха Сергиев Посад станет первым российским аналогом европейских культурно-религиозных центров, с пешеходной исторической частью города и выведением за пределы города административных учреждений и офисных центров.

Коммерческий интерес

После того, как о планах по застройке более 1300 га новых территорий стало известно широкой общественности, было высказано много скептических точек зрения. Пессимисты критично настроены к концепции даже несмотря на то, что проект, будет представлен высшему руководству страны на форуме в Сочи и, скорее всего, получит поддержку на самом высоком уровне.

Во всяком случае, пока свой интерес к проекту выразили только две компании "Мортон" и Capital Group, которые являются инвесторами разработки концепции.

В "Мортон" о своем интересе к Сергиеву Посаду не скрывают. Еще в феврале этого года компания заявила, о своем намерении реконструировать очистные сооружения в Сергиевом Посаде.

В Capital Group "Интерфаксу" подтвердили, что компания выступила спонсором разработки проекта комплексной программы по развитию Сергиева Посада. По словам директора департамента по связям с общественностью Capital Group Динары Лизуновой сейчас программа рассматривается администрацией Сергиева Посада.

"Наше участие в проекте на данном этапе - спонсорство самого проекта, об участии в строительстве в данный момент речи не идет", - сообщила она.

Между тем, первыми будут застраиваться как раз самые интересные для инвесторов участки, предназначенные под жилье. Как пояснил М.Мень, земли будут реализовываться через механизм аукциона РЖС. По словам министра, ряд компаний уже выразил интерес к застройкам этих территорий. Однако конкретные сроки пока не озвучиваются. "Фонд РЖС будет проводить аукцион уже после того как будет сформирован Генеральный план", - пояснил он.

«Интерфакс»