Глава Минстроя: работаем над долгосрочной системой льготной ипотечной поддержки. Интервью информационному агентству ТАСС

20.06.2022

Заявление президента РФ Владимира Путина о том, что ставка льготной ипотеки на новостройки будет снова снижена до уровня 7% годовых, стало одной из главных экономических новостей на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). Этого решения ждали все участники рынка жилищного строительства — спрос на новые квартиры значительно упал из-за высоких ипотечных ставок. Министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин пришел в студию ТАСС на ПМЭФ до оглашения президентом этой меры — поэтому был сдержан в высказываниях, однако отметил, что Минстрой заинтересован в долгосрочных программах ипотечной поддержки. Также министр рассказал об импортозамещении, международном сотрудничестве и подготовке к зиме.

— Вы на полях ПМЭФ подписали соглашение о старте международного строительного чемпионата. Скажите, несмотря на то, что мероприятие задумано международным, не боитесь ли вы, что его статус будет несколько снижен по набору стран-участников из-за текущей сложной геополитической ситуации?

— Это был не совсем старт, это привлечение Газпрома в качестве участника чемпионата. А старт у нас прошел в конце апреля с проведением оргкомитета вместе с Росатомом. В этом году у нас пройдет уже второй чемпионат. В первый раз мы реализовали его в 2021 году в Сочи. Но это был год ограничений, вы помните, мы очень активно боролись с пандемией. В общем-то, мы не опасаемся, что дружеские в кавычках страны к нам не приедут, — мы их просто не приглашаем.

— А кого приглашаете? Сколько стран вы готовы видеть?



— У нас запланировано и направлено обращение 25 дружественным странам. Основная задача — популяризация в направлении промышленного строительства. Это новое направление трансформированного министерства строительства. У нас департамент промышленного строительства появился в середине 2021 года, до этого министерство не имели такого блока. Активно работая в сфере жилищного строительства, ведя ипотечные программы и отвечая за ввод жилья в стране, ни один орган исполнительной власти не имел консолидированной работы в области промышленного строительства. Это изменение и нормативной базы, и активное решение проблем промышленных застройщиков. А это, вообще говоря, инвестиции и новые налоги. В результате, чем быстрее будет введен промышленный объект в эксплуатацию, тем быстрее он будет обеспечивать территорию рабочими местами, обеспечивать устойчивое развитие нашей экономики.

Поэтому появилась такая идея. Она тогда нашла понимание министра строительства, это был Якушев Владимир Владимирович, когда мы начали эту работу с Росатомом. И далее, конечно, поддержал наш вице-премьер, курирующий отрасль, Марат Шакирзянович Хуснуллин, и, естественно, это согласовано было и с председателем правительства. Поэтому мы рассчитываем на то, что в этом году мы результат покажем не хуже в этой части.

— Давайте продолжим тему международного сотрудничества. Вы возглавляете несколько межправкомиссий.  Можете ли рассказать, какая сейчас идет работа, и в целом на ПМЭФ проявляли ли иностранные гости интерес к российскому стройкомплексу, может, предварительно обсуждали какие-то договоренности?

— Встречи с иностранными государствами постоянно находятся в программе работы министерства. У нас есть и международная служба, постоянные встречи с послами, встречи с иностранными министрами. И, конечно, сейчас, в рамках санкционного режима идут встречи с дружественными странами, у нас работают все межправительственные комиссии, и в рамках наших подведомственных структур у нас идет работа наших экспертиз, идет работа между странами  и институтами развития. Это и Фонд развития территорий, и, естественно, ДОМ.РФ. И, конечно, синхронизация в рамках ЕАЭС нашего законодательства — это тоже задача, постоянно стоящая перед Минстроем. Жизнь не остановилась.

— Какие международные проекты можете особо выделить?

— Допустим, Росатом реализует в ряде стран строительство объектов атомной энергетики. Естественно, идет сопровождение, корректировка нормативной базы, вопросы ценообразования. Аналогично идет работа с РЖД, "Роснефтью", "Газпромом". Поэтому это процесс, который требует активного вмешательства Минстроя как регулятора.



— Если вернуться в Россию, то какой объем ввода жилья вы ожидаете по результатам первого полугодия 2022 года? Есть ли отставание от прошлого года и по году какой может быть результат?

— Мы идем сегодня с опережением: уже 44 млн. кв. м введено. Мы хорошо разогнались, поэтому 2022 год он будет, я считаю, не менее успешным, чем рекордный по объемам ввода 2021 год. Такие темпы — это еженедельная штабная работа на уровне вице-премьера и подготовка всех процессов министерством, постоянная работа заместителей.

Рисков, вообще говоря, в направлении снижения объемов строительства хватает. Но в каждом направлении сегодня запланированы определенные меры поддержки. И, как отметили участники на нашей панельной сессии на ПМЭФ, сегодня у строительной отрасли есть беспрецедентные меры поддержки. Ни по одному из министерств сегодня объем капитальных вложений в пятилетней программе не снижен. То есть те контрольные цифры, которые нам дали при формировании Федеральной адресной инвестиционной программе (ФАИП) они, как были запланированы в предыдущие годы, так и остаются.

И, надо отметить, что 2020 и 2021 годы были тоже очень непростые в части трансформации. Мы помним, как в 2020 году у нас до четырех месяцев строительные комплексы 51 региона, вообще говоря, вынуждены были простаивать. И при этом программа 2020 года была выполнена и по направлению жилищного строительства, и по другим направлениям.

— Сколько бы мы построили жилья, если бы нам ничего не мешало?

— Вы знаете, всегда не будет хватать денег. Желаний очень много.

— Но тут, скорее, не деньги играют роль, а внешние факторы — "черные лебеди".

— Внешние факторы всегда будут влиять. Надо уметь, во-первых, внешние факторы скомпенсировать поддержкой. Здесь я обращаюсь к регионам, которые сегодня активно ведут работу в направлениях и жилищного строительства, и социально-культурного строительства, стимулируя и инвестиции в свой регион. Чем активнее работает региональная команда с федеральным центром, тем серьезнее результаты на территории.

— Насчет "уметь находить" — что Минстрой нашел для импортозамещения в строительной отрасли?

— Импортозамещение в строительной отрасли — это в первую очередь обеспечение реализации тех программ, которые запланированы в текущем режиме. Сегодня мы дали, во-первых, регуляторные возможности сегодня заменить один тип оборудования на другой в результате ускоренной экспертизы. Раньше это нельзя было делать. Сегодня заказчики имеют право узаконить изменение замены оборудования. При этом доказывают через экспертные органы, что где-то произошло удорожание из-за изменения логистических цепочек.

В целом массовое строительство имеет очень небольшую импортную составляющую. Огромный спектр строительной продукции в области отделочных материалов, в области оборудования присутствует на нашей территории, и регионы имеют возможность для замещения. У нас, вообще говоря, очень дорогая логистика. Поэтому практически любой стройматериал выпускается на нашей территории. Да, есть какие-то элементы, которые требуют замещения, отрасль промышленности стройматериалов ставит себе эти задачи в совместной работе с Минпромторгом.

— Вы не считали, сколько денег останется в России за счет импортозамещения, которые раньше уходили за границу на стройматериалы?

— Вы знаете, мы все равно ряд оборудования будем покупать. Потому что свет, звук, ряд медицинских приборов и оборудования, тяжелого особенно, мало выпускается в России. Тут каждый заказчик по-своему отрабатывает эти механизмы. Сегодня я, проходя с одного корпуса "Экспофорума" в другой, посетил троллейбус, который выпускает "Синара". Они полностью импортозаместились на этом современном троллейбусе. Есть ряд элементов, которые они заменят в Китае, там, где недружественные страны не могут осуществить поставку. Недавно у меня были два министра Ирана и посол, они сказали: "Мы научились работать, вы тоже научитесь". И мы быстрее них научимся, тем более, используя тот опыт, который есть у некоторых территорий. Мы неизбежно должны понимать, что любое торможение оно приведет к тому, что инерционная строительная отрасль повлияет на многие другие отрасли, особенно на промышленность.

То есть задача, поставленная президентом и правительством перед региональными и федеральными властями такова, что мы должны все эти вызовы проанализировать, и принять меры к недопущению движения вниз. И сегодня мы видим, что стройка не остановилась в стране. Есть, конечно, какие-то локальные проблемы.

— Подготовка к следующему отопительному сезону не будет ли более сложной из-за того, что какое-либо иностранное, тепловое или насосное оборудование стало менее доступно?

— Локально могут быть какие-то сбои в этой части. Но сегодня ни мы, ни Минэнерго не видят рисков сбоев. Все котельные готовятся, модернизация ГРЭС, ТЭЦ, идет в плановом режиме. Да, есть проблема с поставкой турбин, но это процессы длительные, я думаю, что и поставщики, и заказчики его отработают. Но это не отразится на подготовке к зиме 2022-2023 годов.

— И последний вопрос по поводу льготной ипотеки. На ваш взгляд, ждет ли нас очередной раунд снижения субсидируемой ставки? (интервью проводилось до того, как президент РФ Владимир Путин объявил о снижении ставки льготной ипотеки на новостройки с 9 до 7 процентов годовых до конца года на пленарном заседании ПМЭФ — прим. ТАСС)

— Нам нужна стабильность в этой части. Конечно, ставка 9% — это риск для неисполнения программ (ввода жилья — прим. ТАСС)в будущем, не сегодня. В этом году мы свою задачу выполним по вводу жилья. Поэтому министерство вместе с правительством работает в направлении создания долгосрочной системы формирования льготных тарифов для определенных категорий. Поэтому говорить о раунде не надо. Я думаю, и сегодня, и завтра, и 21 июня, когда состоится Госсовет по направлению строительства и жилищно-коммунального хозяйства, соответствующие решения будут приняты для того, чтобы ситуация в будущем была стабильной.  

ТАСС