Глава Минстроя России Михаил Мень в интервью "Комсомольской правде". Нашим строителям пора забывать о сверхприбылях.

16.12.2014
Глава Минстроя России Михаил Мень в интервью "Комсомольской правде". Нашим строителям пора забывать о сверхприбылях.

По данным статистики, стоимость жилья в стране с начала года выросла примерно на 10%. На фоне ослабления рубля многие граждане решили вложить средства в самую устойчивую валюту - квадратные метры. Что будет дальше? Снизятся ли ставки по ипотеке? И станет ли жилье в нашей стране по-настоящему доступным? Об этом и многом другом в интервью «КП» рассказал министр строительства и ЖКХ Михаил Мень.

БОЛЬШЕ КВАРТИР - НИЖЕ ЦЕНЫ

- Михаил Александрович, одна из ваших главных целей на посту министра - сделать жилье доступным. Но цены на квадратные метры упорно продолжают расти. В чем причины?

- За этот год мы дали старт многим инициативам, направленным на снижение цен в строительстве жилья и начали бороться с основными проблемами отрасли. Их три. Во-первых, бюрократия. Всевозможное затягивание процесса из-за различных подчас избыточных согласований. Во-вторых, вроде земли у нас много, а готовых площадок с инженерными коммуникациями, сетями и дорогами не хватает. И, в-третьих, ипотечная ставка. Каждая третья квартира у нас покупается в кредит, но ставки довольно высокие.

- Снизить стоимость квадратного метра в принципе реально?

- Это можно сделать только повышением объемов вводимого жилья. В 2012 году в стране построили 65,74 млн. кв. метров, а к концу этого года мы должны выйти на цифру 71 млн. кв. метр. Самое главное, чтобы у нас не спадали объемы строительства, тогда это будет фактором, который будет сдерживать рост цен.

- В интервью «КП» год назад вы говорили, что квадратный метр в стране может стоить 30 тысяч рублей...

- Я имел в виду программу «Жилье для российской семьи». Она стартовала в этом году. Условия такие. Мы говорим застройщику: если продаешь квартиру по цене до 30 тыс. рублей за квадрат, мы тебе до 4 тыс. рублей за метр жилья компенсируем. Это примерные затраты на инфраструктуру. Застройщик, по сути, продает метр за 34 тыс. рублей, а человек тратит всего 30 тыс. Первый проект уже вошел в землю в Туле. И наша задача - до конца 2017 года построить 25 млн. квадратных метров по этой программе.

- И кто может стать ее участником?

- На сайте Минстроя и АИЖК есть полная информация. Мы дали максимально широкий перечень категорий, но окончательный вариант, актуальный для каждой территории, будет формироваться уже региональными властями. В основном это бюджетники, многодетные семьи, получатели материнского капитала. Детали жители смогут уточнить в местных администрациях. Ипотека для участников программы будет по льготной ставке - 10,6 - 11,1% годовых.

- Сколько людей смогут купить квартиры по льготным ценам?

- По нашим расчетам, более 450 тысяч семей. Об участии в программе уже заявили 65 регионов России. Общий объем заявленного строительства в них - более 19 млн. кв. метров. Если эта схема эффективно заработает, в будущем сможем ее активнее использовать.

- А что же остальные регионы? Они почему не спешат вступать в программу? К примеру, та же Москва...

- Каждый регион самостоятельно принимает решение об участии в программе. Список пока еще открыт, регионы продолжают подавать заявки. К примеру, Московская область сейчас активно готовится. От Москвы заявки не было, но надо понимать, что это столица, здесь другой спрос, другой рынок. Это можно сказать про столицу любого государства, цены на жилье там всегда выше.

ГОЛЛАНДСКИЕ АУКЦИОНЫ

- При нынешних темпах инфляции и ослабления нашей валюты через пару лет 30 тысяч рублей - это будут совсем копейки... Будете менять программу?

- Мы занимаемся жильем экономкласса, поэтому от курса валют сильно не зависим. Все стройматериалы (цемент, щебенка, арматура) производим у нас. И даже технику. Один кран «Ивановец» чего стоит - почти весь рынок нетяжелых кранов занял. Башенные краны у нас тоже лучше китайских. Мы ими можем застроить всю страну. В целом строительство - одна из немногих отраслей, которая защищена. А что касается цен, пришло время нашим строителям забывать о сверхприбылях и зарабатывать разумно. Даже если будем индексировать стоимость квадратного метра в программе «Жилье для российской семьи», то привязываться будем не к курсу рубля, а к инфляции.

- Как еще можно снизить цену квадратного метра? Не для льготников...

- В этом году мы ввели систему голландских аукционов на приобретение земли. Это аукцион на понижение цены квадратного метра. Для сравнения: сейчас как происходит аукцион? Один застройщик говорит: я дам за этот участок земли такую-то сумму. Второй: а я дам больше. Они торгуются, понимая, что потом отобьют затраты на стоимости квадратного метра. Голландский аукцион будет идти по-другому. Один застройщик говорит: я построю на этой земле квартал, в котором буду продавать квадратный метр за 55 тысяч рублей. Второй: а я - за 50 тысяч буду. Третий: а я - за 45. Продано! Мы этот метод уже успешно использовали на землях Фонда РЖС - он себя оправдал. Сейчас приняли закон, что любой муниципалитет может такую схему использовать. Будем стимулировать их к этому.

МЕНЬШЕ БЮРОКРАТИИ

- Теперь о другой проблеме - бюрократии. У нас было гигантское количество согласований, которые бизнес должен получить при строительстве...

- Общий объем был 220, сейчас уменьшили до 134. Это если брать все виды строительства. И многоквартирные дома, и комплексную застройку, и коттеджи. В многоквартирных домах снизили количество согласований вдвое - до 65.

- Это уже оптимальная цифра?

- Нет. Порядка 40 согласований постараемся в следующем году убрать. Для этого нужно вносить изменения в законы. Главное, что удалось сделать, - перечень согласований теперь исчерпывающий и единый на федеральном уровне. Регионы не могут теперь навязать застройщику дополнительные административные процедуры, которых нет в перечне, это будет нарушением закона. Но истина всегда посредине. Нельзя и полностью от контроля избавляться.

- Где граница?

- Мы ее сейчас в ручном режиме отслеживаем. Взять ту же малоэтажку. Здесь маятник качнулся в другую сторону. Лет 5 - 6 назад вообще отменили экспертизу, архстройнадзор и даже допуски к строительству от саморегулируемых организаций (СРО). Причем с хорошими намерениями. Строить стали быстро, но начали появляться подводные камни. Самый плохой пример - в Брянской области в поселке «Белые берега». Там из 10 построенных домов 8 теперь подлежат сносу. Жить там невозможно. По стенам пошли трещины, полы просели, в квартирах плесень, шумоизоляции никакой. Сейчас будем наводить порядок, часть процедур возвращать.

КСТАТИ

Саморегулирование себя не оправдало

- Планировалось, что порядок в отрасли наведут пресловутые СРО. Но из этого вырос целый нелегальный бизнес. Фиктивные лицензии выдают направо и налево...

- Нам надо навести порядок в механизме саморегулирования. Забейте в интернете «допуск на строительство, дешево, рассрочка, один день». Тысячи объявлений появятся. А какое качество в итоге? Причем никакой ответственности. В чем основная идея саморегулирования? Это

как в армии. Если во взводе один провинился, то маршируют все. К примеру, если член СРО получил допуск и картонный дом построил. Ничего личного, коллеги пусть деньгами компенсационных фондов ответят, приедут и доведут качество строительных работ до нужного уровня, раз коллега из их общего цеха не справился.

- Но ведь этого в законе нет...

- Вот именно. Когда писался закон, лоббистские силы эту поправку оттуда вымарали. В итоге осталась просто выдача допусков на строительство. Вот и все саморегулирование. Сейчас мы дали год строительным СРО на реформирование. Если через год ситуация не изменится, будем поднимать вопрос о целесообразности существования этого института.

Евгений Беляков, ИД «Комсомольская правда»