Мониторинг реализации инфраструктурных проектов

1. Инфраструктурные облигации

Общий объем финансирования проектов с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования до конца 2024 г. составляет 150 млрд рублей. В 2021 г. объем фактически размещенных облигаций составил 20,0 млрд рублей, в 2022 г. - 25,0 млрд рублей, в 2023 г. – 15 млрд рублей.

На цели финансового обеспечения (возмещения) затрат специализированных обществ проектного финансирования по выплате процентного (купонного) дохода по облигациям в 2023 г. предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 2,099 млрд рублей (по состоянию на 11 августа 2023 г. кассовое исполнение 870,1 млн рублей).

В настоящее время одобрено 42 проекта на общую сумму 138,4 млрд рублей в 22 субъектах Российской Федерации (Челябинская, Тульская, Тюменская, Курская, Сахалинская, Магаданская, Нижегородская, Новосибирская, Самарская, Воронежская, Амурская, Владимирская, Пензенская, Липецкая, Московская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республики Саха (Якутия) и Башкортостан, Хабаровский и Приморский края, г. Санкт-Петербург, г. Москва). Реализация указанных проектов позволит ввести порядка 34,3 млн кв. м жилья.

Подписано 37 договоров займа на сумму 130,1 млрд рублей в 18 субъектах Российской Федерации: Тульская (социальная и инженерная), Тюменская (инженерная (2)), Сахалинская (инженерная (2) и дорожная), Челябинская (социальная и инженерная), Курская (социальная), Магаданская (инженерная и социальная (5)), Самарская (дорожная), Нижегородская (инженерная), Воронежская (инженерная (2)), Новосибирская (социальная (6)), Амурская (дорожная), Липецкая (инженерная (2)) области, г. Санкт-Петербург (транспортная), Ямало-Ненецкий автономный округ (социальная (3)), Республика Башкортостан (инженерная), Республика Саха (Якутия) (социальная), г. Москва (инженерная), Приморский край (туристическая).

Выборка средств осуществляется по 23 проектам: в Тульской (2), Тюменской (2), Челябинской, Магаданской (6), Курской, Самарской, Сахалинской (3), Нижегородской, Воронежской, Амурской областях, Республике Башкортостан, Республике Саха (Якутия) и Ямало-Ненецком автономном округе (2). Общая сумма выборки по всем проектам составляет 45,2 млрд рублей.

Следует отметить, Президентом Российской Федерации поручено увеличить до 300,0 млрд рублей объем финансирования проектов с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования, предусмотрев в федеральном бюджете средства в необходимом объеме для субсидирования купонного дохода по таким облигациям. В настоящее время ведется работа по исполнению данного поручения.

2. Инфраструктурные бюджетные кредиты (ИБК)

Общий объем средств ИБК на период реализации 2021-2025 гг. составляет
1 трлн рублей. В настоящее время указанные средства распределены в полном объеме 83 субъектам Российской Федерации на реализацию 942 объектов и мероприятий, из них:

- 527 объектов инженерно-коммунальной инфраструктуры, сумма ИБК по которым составляет 289,6 млрд рублей;

- 74 объекта транспортной инфраструктуры, сумма ИБК по которым составляет 414,64 млрд рублей;

- 81 объект социальной инфраструктуры, сумма ИБК по которым составляет 48,10 млрд рублей;

- 202 объекта дорожного строительства, сумма ИБК по которым составляет 223,53 млрд рублей;

- 47 объектов индустриальных парков, промышленных технопарков, особых экономических зон, сумма ИБК по которым составляет 21,63 млрд рублей;

- 11 объектов туристской инфраструктуры, сумма ИБК по которым составляет 2,52 млрд рублей.

В рамках реализации данных объектов/мероприятий планируется достижение следующих показателей (нарастающим итогом до 2040 г.):

- ввести 119,7 млн кв. м жилья;

- создать 449,9 тыс. рабочих мест;

- привлечь 10 127,0 млрд рублей внебюджетных средств;

- обеспечить поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в объеме 2 137,4 млрд рублей.

С 2022 года в 77 субъектах Российской Федерации начата реализация 501 объекта и мероприятия, финансируемых за счет ИБК, сумма которых составила 744,8 млрд рублей.

Выборка средств субъектами Российской Федерации будет осуществляться следующим образом:

- в 2021 г. – 3,93 млрд рублей (доведено и освоено 100 %);

- в 2022 г. – 250,00 млрд рублей (доведено 100%, освоено 99,6% (249,05 млрд рублей));

- в 2023 г. – 250,00 млрд рублей (доведено 138,49 млрд рублей, освоено 95,17 млрд рублей);

- в 2024 г. – 250,00 млрд рублей;

- в 2025 г. – 246,07 млрд рублей.

3. Специальные казначейские кредиты (СКК)

Президентом Российской Федерации поручено обеспечить в 2023 г. увеличение на 250,0 млрд рублей лимитов предоставления ИБК на финансовое обеспечение инфраструктурных проектов с высокой социально-экономической эффективностью (преимущественно проектов по модернизации жилищно-коммунального хозяйства) с учетом увеличения в 2023 и 2024 гг. на 100,0 млрд рублей лимитов предоставления инфраструктурных бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации планов развития городов, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, а также г. Тынды и г. Северобайкальска.

Согласно Федеральному закону от 21 ноября 2022 г. № 448-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году» (часть 36 статьи 9) в 2023 году Федеральное казначейство вправе предоставить субъектам Российской Федерации СКК в общем объеме до 315,0 млрд рублей.

Правила предоставления Федеральным казначейством бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2023 г. № 525.

Президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации (далее – президиум (штаб) Комиссии) утверждены Методики одобрения мероприятий, финансируемых за счет средств СКК.

Согласно принятым решениям 75,0 млрд рублей будут распределены между субъектами Российской Федерации на конкурсной основе с приоритетом на проекты ЖКХ.

В настоящее время президиумом (штабом) Комиссии одобрены заявки 32 субъектов Российской Федерации на реализацию 61 проекта на общую сумму 75,0 млрд рублей средств СКК.

На приобретение автобусов в муниципалитетах направят 50,0 млрд рублей.

По итогам рассмотрения президиумом (штабом) Комиссии в рамках лимитов одобрены заявки 73 субъектов Российской Федерации на закупку 5 711 ед. автобусов на общую сумму 45,57 млрд рублей.

8 августа 2023 г. президиумом (штабом) Комиссии принято решение о распределении остатка средств в размере 4,43 млрд рублей по конкурсу на приобретение автобусов между регионами России.

Субъекты Дальневосточного федерального округа получат 30,0 млрд рублей на реализацию мастер-планов городов.

В настоящий момент одобрены на заочном заседании президиума (штаба) Комиссии заявки 11 субъектов на общую сумму СКК 29,79 млрд рублей.

На восстановление коммунальной инфраструктуры в новых субъектах Российской Федерации будет выделено 25 млрд рублей. В настоящее время заявки 4 субъектов Российской Федерации на реализацию 65 проектов одобрены в полном объеме на всю сумму лимита на заседании президиума (штаба) Комиссии от 29 июня 2023 года.

СКК в размере 10 млрд рублей будут направлены на модернизацию котельных и перевод их на биотопливо в приоритете субъектам Российской Федерации, входящих в состав Северно-Западного и Дальневосточного федеральных округов.

В рамках конкурса на 10 млрд рублей по котельным от 12 субъектов Российской Федерации поступили заявки на 91 проект на общую сумму 9,4 млрд рублей.

Заявки от 12 субъектов Российской Федерации на реализацию 88 мероприятий на общую сумму СКК в размере 7,97 млрд рублей получили все необходимые заключения ФОИВов, позволяющие провести ранжирование и вынести их  на одобрение президиума (штаба) Комиссии.

При этом, сумма высвободившихся средств с мероприятий по распределению СКК на модернизацию котельных составит 2,03 млрд рублей, которые планируется перераспределить на ЗАТО.

4. Предоставление средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) публично-правовой компании «Фонд развития территорий»

В рамках указанного механизма предусмотрено финансирование проектов по модернизации коммунальной инфраструктуры с использованием льготных займов за счет средств ФНБ, в совокупном объеме 150,0 млрд рублей.

В публично-правовую компанию «Фонд развития территорий» поступило 348 заявок на реализацию проектов в 82 субъектах Российской Федерации общей стоимостью 292,22 млрд рублей, потребность в заемном финансировании составляет 228 млрд рублей.

Президиумом (штабом) Комиссии одобрено 238 проектов в 75 субъектах Российской Федерации общей стоимостью 186,5 млрд рублей, потребность в заемном финансировании составляет 144,6 млрд рублей.

Заключено 240 соглашений в 74 субъектах Российской Федерации на общую сумму 145,0 млрд рублей.

Заключено 238 договоров займа для реализации проектов в 74 субъектах Российской Федерации на общую сумму 144,0 млрд рублей.

Объем перечисленных средств по договорам займа составляет 73,05 млрд рублей.

В рамках реализации указанных 238 проектов с участием средств ФНБ планируется ввести в эксплуатацию порядка 550 объектов инфраструктуры и построить, реконструировать, осуществить капитальный ремонт порядка 1 776 км сетей в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения.

5. Поддержка проектов по строительству, модернизации и реконструкции объектов инфраструктуры со стороны ВЭБ.РФ

В настоящее время общая стоимость реализованных (реализуемых) при поддержке ВЭБ.РФ проектов по строительству, модернизации и реконструкции объектов инфраструктуры со стороны ВЭБ.РФ» составляет 1 383,8 млрд рублей.

По состоянию на 1 августа 2023 г. (нарастающим итогом) оказана поддержка со стороны ВЭБ.РФ в объеме 224,53 млрд рублей по 25 проектам, охватывающим 37 субъектов Российской Федерации, в том числе по 3 проектам в аэропортовой инфраструктуре (аэропорт Толмачево в г. Новосибирск, аэропорт в г. Новый Уренгой, аэропорт Елизово в г. Петропавловск-Камчатский), по 3 проектам в дорожной инфраструктуре (в том числе Восточный выезд из г. Уфа, дороги в Краснодарском крае и Чувашской Республике), по 6 проектам в направлении развития общественного транспорта (модернизация трамвайной сети в г. Таганрог и г. Верхняя Пышма, Центральная пригородная пассажирская компания, обновление подвижного состава для г. Санкт-Петербург, обновление городского общественного транспорта в г. Улан-Удэ, поставка электропоездов для нужд на маршруты МЦД-3, МЦД-4), по проекту в туристической инфраструктуре (Завидово-2), по 3 проектам в направлении экологии (в том числе заводы по энергетической утилизации твердых коммунальных отходов в Республике Татарстан и в Московской области), по 2 проектам в направлении жилищно-коммунального хозяйства (водоканал в г. Южно-Сахалинск и г. Глазов), по 2 проектам модернизации ТЭЦ (в г. Пермь и Республике Удмуртии), по проекту строительства электростанции (г. Краснодар и Республика Крым), по проекту строительства портовой инфраструктуры (морской порт в бухте Суходол), по проекту строительства новых школ, по проекту модернизации освещения в г. Волгоград и проекту строительства жилья и социальной инфраструктуры в г. Кингисепп.

По итогам реализации проектов будет введен 101 объект инфраструктуры (из них 67 в рамках проекта Прошколы), в том числе в 2022 г. – 10 объектов, в 2023 г. – 41 объект, обновлено более 1 168 единиц транспорта, включая трамваи, автобусы, вагоны метро, электропоезда, в том числе в 2022 г. – 176 единиц, в 2023 г. – 123 единицы, построено порядка 190 км дорог, включая мосты и тоннели, в том числе в 2023 г. – 115 км.

5. Реструктуризация бюджетных кредитов в целях инфраструктурной поддержки реализации новых инвестиционных проектов (НИП)

В рамках реструктуризации бюджетных кредитов на создание инфраструктуры для реализации НИП может быть направлено 280,8 млрд рублей, из которых:

 250,2 млрд рублей (89% использования высвобождаемых средств) направлено на создание необходимой инфраструктуры для реализации НИП в рамках рассмотренных в 2021-2023 гг. заявок, из них:

- 198,7 млрд рублей заявлено за 2021 г.;

- 78,6 млрд рублей заявлено за 2022 г. За 2021-2022 гг. объем высвобождаемых средств составил 277,3 млн рублей.

- в 2023 г. объем высвобождаемых средств, направляемых на инфраструктуру НИП по заявкам субъектов Российской Федерации снижен на 27,1 млрд рублей. По итогам заседания президиума (штаба) Комиссии было исключено больше объектов, чем добавлено новых.

30,6 млрд рублей (11% использования высвобождаемых средств) остаток неиспользованных высвобождаемых средств.

По итогам рассмотрения заявок в 2021-2023 гг. на заседании президиума (штаба) Комиссии одобрены 565 проектов в 69 субъектах Российской Федерации (из 73 субъектов Российской Федерации, участвующих в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2020 г. № 1704), из них:

- 428 НИП от 64 субъектов отобрано в 2021 г.;

- 167 НИП от 69 субъектов отобрано в 2022 г. (добавились Тамбовская, Ленинградская области, Республики Бурятия и Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика);

- в 2023 г. количество НИП снижено на 30 единиц, так как по заявкам субъектов Российской Федерации президиумом (штабом) Комиссии было исключено больше НИП, чем добавлено новых НИП.

Субъекты Российской Федерации направят 250,2 млрд рублей на создание 1 988 объектов инфраструктуры в период с 2021 по 2024 гг. для реализации НИП на общую сумму внебюджетных инвестиций – 3 763,5 млрд рублей, в рамках реализации которых планируется создать 173 148 новых рабочих мест, из них:

- в 2021 г. 198,7 млрд рублей на создание 1 576 объектов, внебюджетные инвестиции НИП – 2 653,5 млрд рублей, 131 157 рабочих мест;

- в 2022 г. 78,6 млрд рублей на создание 528 объектов, внебюджетные инвестиции НИП – 1 395,1 млрд рублей, 46 386 рабочих мест;

- в 2023 г. объем высвобождаемых средств, направляемых на инфраструктуру НИП по заявкам субъектов Российской Федерации снижен на 27,1 млрд рублей. Впервые за период реализации механизма по итогам заседания президиума (штаба) Комиссии было исключено больше объектов, чем добавлено новых, в связи со снижением количества НИП по сравнению с предыдущим годом инвестиции в НИП снизились на 285,1 млрд рублей, рабочие места снизились на 4 395 единиц.

В 2021 г. субъекты Российской Федерации планировали направить 18,3 млрд рублей на создание объектов инфраструктуры, в 2022 г. – 52,6 млрд рублей, в 2023 г. – 88,1 млрд рублей, итого – 159,0 млрд рублей (64% от 250,2 млрд рублей). По итогам сведений о реализации новых инвестиционных проектов, представленных регионами в июне 2023 г., за 2021 г. фактически направлено 17,4 млрд рублей (95%), за 2022 г. – 49,1 млрд рублей (93%), за 2023 г. – 13,4 млрд рублей (15%).

Дата изменения: 31.08.2023 12:54:16