Комментарий Минстроя России к отчету Счетной палаты о реализации федеральных проектов в Воронежской и Свердловской областях

17.03.2022
Комментарий Минстроя России к отчету Счетной палаты о реализации федеральных проектов в Воронежской и Свердловской областях

Минстрой России сообщает позицию ведомства по опубликованным в четверг, 17 марта 2022 года, Счетной палатой РФ результатам контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, выделенных в 2018–2020 годах из федерального бюджета бюджетам Воронежской и Свердловской областей в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», а также оценка их влияния на достижение целей государственной программы» (совместно с Контрольно-счетной палатой Воронежской области и Счетной палатой Свердловской области).

Все предложения Счетной палаты приняты в работу. Минстрой России на регулярной основе проводит мониторинг реализации федеральных проектов в регионах.

Предложение Счетной палаты о возможности объединения субсидий по программам и проектам «Жилье», «Городская среда» и «Чистая вода» требуют дополнительного анализа и проработки, так как данные мероприятия включены в состав разных федеральных проектов, имеют разные методики распределения и показатели результативности.

В части методики расчета индекса качества городской среды следует отметить, что индекс создан для отслеживания динамики развития городов как объективный инструмент оценки состояния среды в городе. В свою очередь, он не является инструментом для оценки эффективности использования субсидии, а является результатом, формирующим качественную оценку реализации национального проекта и государственных программ, в том числе принятия решений, основанных на комплексном подходе к городскому развитию в отдельном муниципальном образовании или субъекте Российской Федерации.

Формирование индекса основано на совокупности значений 36 индикаторов, которые характеризуют шесть типов пространств города: жилье, общественно-деловая инфраструктура и прилегающие пространства, социально-досуговая инфраструктура и прилегающие пространства, зеленые территории, набережные, уличная инфраструктура и общегородское пространство. Также индикаторы распределены по факторам, формирующим среду обитания – безопасность, комфорт, экологичность, идентичность и разнообразие, современность среды и эффективность органов власти. Благоустройство территорий, в том числе дворовых, оказывает непосредственное влияние на индикаторы индекса качества городской среды.

Методика по расчету индекса утверждена в марте 2019 года. Одной из задач национального проекта является улучшение качества городской среды в 1,5 раза к 2030 году. Базовым значением индекса, по отношению к которому будет рассчитываться прирост качества городской среды к 2030 году, являются данные за 2019 год. Вместе с тем, изменение индикаторов индекса или методики его расчета сделает невозможным осуществление мониторинга с 2019 года, в связи с тем, что изменится расчетная база и расчетная модель показателя.

Управленческие решения, принятые на основе комплексного подхода при реализации тех или иных проектов и программ, приводят к росту ИКГС. При этом при расчете индикаторов Использование источников геоинформационных, картографических систем, социальных сетей, ГЛОНАСС, иных сведений федеральных органов власти и государственных информационных систем для целей математического моделирования позволяет применять комплексный подход при принятии управленческих решений и обеспечить рост индекса в городах России.

Что касается выводов Счетной палаты о реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» в регионах, в Воронежской области и Свердловской областях в период с 2019 года по 2021 год фактический показатель по благоустройству территорий составляет более 100% от планового.

Целью федерального проекта «Чистая вода» является увеличение доли граждан Российской Федерации, обеспеченных качественной водой из систем централизованного водоснабжения.

Корректировка показателей по Воронежской и Свердловской областям производилась в части уточнения количества вводимых объектов питьевого водоснабжения в рамках достижения показателя «Количество построенных и реконструированных (модернизированных) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки, предусмотренных региональными программами». Данная корректировка не оказывает негативного влияния на достижение показателей обеспеченности качественной водой граждан в целом по Российской Федерации, а также на достижение общественно-значимого результата «Повышение качества питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения с использованием перспективных технологий водоподготовки, включая технологии, разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса».

Дополнительно отмечаем, что на основании данных Минсельхоза России об опорных пунктах сельских территорий, Минстроем России также сформирован предварительный перечень первоочередных мероприятий, направленных на увеличение показателей по обеспеченности сельского населения Российской Федерации качественной водой.

Минстрой России совместно с другими ведомствами продолжит работу по совершенствованию механизмов и учтет предложения Счетной палаты в своей работе.